Джоан Сазерленд (1926-2010) - краткая биография
Джоан Сазерленд – австралийская и британская оперная певица, одна из величайших в своём исполнительском жанре. Отличалась обширным жанровым ассортиментом, а также широкой частотной палитрой.
Начало пути
Джоан родилась в рабочей семье в Сиднее 7 ноября 1926 г. Её мать являлась обладательницей профессионально поставленного меццо-сопрано, однако по настоянию родителей строить карьеру в мире музыки не стала. Тем не менее, именно она стала первым вокальным педагогом в жизни девочки Джоан.
Поначалу Джоан Сазерленд, так же как и её мать, планировала сохранить пение в качестве увлекательного хобби и хотела стать машинисткой – эта профессия была как никогда актуальна накануне Второй мировой войны. Однако, судьбы распорядилась иначе. Джоан посчастливилось встретиться с вокальным педагогом Аидой Диккенс, которая и открыла в девочке бездонную кладезь таланта.
Занимаясь с Диккенс, впервые проявилась особенность Джоан как певицы – она великолепно чувствовала себя в разных октавах, обладая удивительным голосовым диапазоном. С детства она считала себя обладательницей меццо-сопрано, однако оказалась, что и драматическое, и колоратурное сопрано ей также по плечу.
Как итог, Джоан Сазерленд была вне конкурса зачислена на курс в Сиднейскую консерваторию, где сошлась со своим будущим мужем –пианистом Ричардом Бонингом, с которым с первого курса стала гастролировать по Австралии.
Расцвет карьеры
После окончания консерватории Джоан Сазерленд решает связать себя с оперой. Впервые в качестве оперной певицы она выступила в 1950 г. в «Таун-Холле» г. Сидней, где исполнила роль Дидоны в перселловской опере «Дидона и Эней». Однако славу ей принесло другое исполнение – главной партии в «Юдифи» Гуссенса.
После этих событий карьера артистки пошла в крутой набор высоты. Год непрерывных гастролей вместе с Бонингом позволил паре накопить большое состояние, которое они решили потратить на борьбу за большую сцену. В 1951 г. супруги перебираются в Лондон, и тут у вокалистки начались проблемы – доказывать состоятельность приходилось заново. Сазерленд и Бонинг занимались почти каждый день. Параллельно артистка целый год посещала занятия в столичной Королевской музыкальной школе, и только после окончания её курсов она смогла пробиться в труппу «Ковент Гарден», в составе которой и исполнила свои главные роли.
Репертуар Джоан был широк необычайно. История не знает другой исполнительницы, которая была бы сильна одновременно в классическом итальянском и французском оперных репертуарах. Дело тут не столько в том, что оперы этих двух классических школ написаны на разных языках, а в том, что они предполагают разные техники пения, особенности произношения и т.д. Сазерленд могла перестроиться. «Французские» гастроли в её биографии постоянно сменялись «итальянскими». Квинтэссенцией триумфа артистки стали выступления 1960 г. в парижской «Гранд Опере» и в 1961 г. в миланской «Ла Скале». Наибольшую популярность в мире получило участие артистки в постановке оперы Гаэтано Дониетти «Лючия ди Ламмермир».
Закат карьеры
В 1974 г. Джоан Сазерленд решила вернуться вместе с мужем в Австралию. Она непрерывно гастролировала по стране. Свою последнюю роль она исполнила в «Гугенотах» Мейербора в 1990 г. Умерла артистка 10 октября 2010 г. в возрасте 83-х лет.