Кёльнский перелом
Аугсбургский мир только на некоторое время отодвинул угрозу религиозного конфликта. Это подтвердили события второй половины XVI века, в том числе Кёльнская война (1583-1588). Кёльнский архиепископ Гебхард I фон Вальдбург перешел в протестантство и вопреки обязывающему его принципу reservat um ecclesiasticum, решительно отказался от сложения сана, что привело к войне, во время которой католические войска во главе с баварским герцогом Максимилианом лишили этого священнослужителя власти и заменили его Эрнстом Виттельсбахом. Религиозный раздел углубился еще больше, когда на территории Баварии, Бамберга и Вюрцбурга решено было избавиться от лютеран, которые не хотели отречься от своей веры. Протестантская сторона также не соблюдала положений Аугсбургского мира, о чем свидетельствуют хотя бы события в Дунауйвароше, где протестантский городской совет сделал невозможным свободное исповедание католичества. В результате дело дошло до вооруженной интервенции, проведенной по инициативе Максимилиана I, а позднее-до включения города в состав Баварии. События в Кёльне и Дунауйвароше были для протестантов своеобразным предостережением. Они опасались, что католическая сторона и стоящие во главе ее Габсбурги начнут наступление, направленное на восстановление утраченных позиций. В 1608 г. возник союз под названием Протестантская уния. Во главе ее встал курфюрст Фридрих IV Справедливый. Как верно заметил автор «Истории военного искусства» Джеффри Паркер, союз вскоре стал своего рода протестантским интернационалом, который ожесточенно сражался за свои права и искал союзников среди европейских государств. Годом позднее появилась Католическая лига во главе с Максимилианом I Баварским. Глубокий религиозно-политический раздел в Германии стал фактом.