Культура XVI - XVII веков. Зарождение классицизма - кратко

Время перемен. Время изменения в мировоззрении людей, которое не могло не наложить своего отпечатка на нее. Впрочем, речь даже не об отпечатке. Реформация, революция в науке, географические открытия и, наконец, как финальный аккорд – Великая французская революция – все это отразилось в культуре и искусстве как в зеркале. Но будем последовательны. 

Рассматриваемый нами период захватывает два последних этапа эпохи Возрождения (так называемые Высокое (конец XV – первая половина XVI вв.) и Позднее Возрождение (вторая половина XVI – 1590–е годы) и эпоху Просвещения (вторая половина XVII – XVIII вв., точные датировки разнятся). Каждая из этих эпох достойна, да и требует, отдельного рассказа. В данной статье мы подробно рассмотрим зарождение и развитие одного из важных стилей тех лет – классицизма. 

Классицизм 

Стиль, рассматриваемый нами с особым вниманием, зародился во Франции в эпоху перемен и открытий. 

Классицизм (от лат. classicus – «образцовый») появился в XVII веке, а эпохой его расцвета принято считать вторую половину XVIII века. Единой периодизации истории направления не существует. В российском искусствоведении распространен следующий вариант:

  1. XVII в. – зарождение классицизма. 
  2. XVIII – XIX вв. – господство классицизма во Франции, других странах Европы и в США. 

В европейской науке период со второй половины XVIII в. по XIX в.  принято выделять в отдельный стиль – неоклассицизм. 

Наше внимание будет сосредоточено на первом периоде. 

Зарождение стиля было связано с упрочением во Франции позиций абсолютной монархии в эпоху правления Людовика XIV (1643 – 1715). С самого начала эталоном классицизма была античность, в которой приверженцы стиля искали путь к порядку и гармонии. Классицизм – направление, подчиненное строгим правилам и четкой иерархии, стремящееся к господству порядка и разума. И эти его свойства проявлялись во всех сферах культуры. 

К числу основоположников классицизма, в теории и на практике, принято относить поэта Франсуа де Малерба (1555 – 1628), художника Николя Пуссена (1594 – 1665) и искусствоведа Иоганна Винкельмана (1717 – 1768).

Архитектура и дизайн

С середины XVIII века бывший предшественником классицизма стиль рококо критиковался за помпезность и манерность. После его тяжеловесности и пышности строгий классицизм, нополненный простотой и сдержанностью смотрелся легким и свежим. Четкие геометрические формы, устойчивые массивные конструкции,  симметрия, строгие линии – все это было свойственно классицизму. Сохранилась в архитектуре и тяга стиля к античности, что заметно в характерных для него формах колонн, орнаментах, арках и элементах декора. 

Наружный декор зданий был сдержанным и представлял из себя колонны, барельефы в круглых медальонах, пилястры, карнизы и статуи, подражающие античности. Оформление окон – сдержанное, сами окна – прямоугольные и высокие. Иначе ситуация обстояла с дверьми – они были массивными, с двускатным порталом на колоннах, с различными скульптурными украшениями. 

Среди цветов преобладали белый, голубой, зеленый и розовый. Присутствовал пурпурный.

Классицизм в интерьере так же стремился к упрощению форм, но не отказывался при этом от респектабельности. Наоборот, ему были свойственны весьма роскошные детали.   Массивные хрустальные люстры, зеркала и картины в дорогих рамах, фарфор, добротная деревянная – часто с резными вставками – мебель на прямых ножках. Ключевую роль играла фактура дерева, ее дополняла бронзовая отделка или легкая позолота отдельных деталей. Для текстиля были характерны цветочные мотивы. Цвета интерьера: белый, желтый, лиловый, зеленый, синий, преимущественно – мягкие, приглушенные тона.

Примеры строений:

– Луврский дворец (1527 – 1880), Париж. Архитекторы: Друэ де Даммартен (? – 1413), Филибер Делорм (? – 1570), Пьер Леско (1515 – 1578), Луи Лево (1612 – 1670);

– Куинс–хаус (1614 – 1617), Гринвич. Архитектор – Иниго Джонс (1573 – 1652);

– Собор Святого Павла (1675 – 1708), Лондон. Архитектор – Кристофер Рен (1632 – 1723);

– театр Ла Скала (1776 – 1778, здание восстановлено в 1946), Милан. Архитектор – Джузеппе Пьермарини (1734 – 1808);

– Бранденбургские ворота (1788 – 1791), Берлин. Архитектор – Карл Готтгард Лангганс (1732 – 1808).

Литература

Литературу классицизма отличала строгая иерархия и приверженность правилам. Все жанры четко разделялись на три ступени:

– высокие (ода, трагедия, эпопея) –говорящие об особо значимых вещах, исторических событиях.

– средние (эпопея, песня, послание) – рассказывающие в основном о личной жизни человека;

– низкие (комедия, сатира, басня) – жанры, призванные осудить неразумное. 

Смешение жанров не дозволялось. 

Одним из ключевых правил литературы, а точнее – драматургии, классицизма является правило трех единств, сформулированных еще Аристотелем и возрожденных классицистами. Вот эти три единства:

  1. Единство времени – действие должно ограничиваться одним днем.
  2. Единство места – одно место действия в произведении.
  3. Единство действия – один основной сюжет. 

Позже шотландский риторик Хью Блэр (1718 – 1800) предлагал добавить к трем правилам еще одно –   «единство предложения», призванное не загромождать одно предложение не связанными друг с другом вещами, очистить его от лишних вводных конструкций и сохранять в нем единое место действия. 

Литературные герои классицизма четко разделялись на положительных и отрицательных, а их характер не должен был меняться по ходу сюжета, представляя из себя, по сути, одно-два ярко выраженных качества. Положительные герои должны были служить для читателя образцом поведения. 

Ключевыми темами выступали общественный долг, конфликт личных и общественных интересов. 

К числу авторов-классицистов относятся: 

– Франсуа де Малерб (1555 – 1628) – поэт, автор, заложивший фундамент классицизма. 

– Пьер Корнель (1606 – 1684). Ключевые произведения: «Медея» (1636), «Сид» (1636), «Смерть Помпея» (1644);

– Франсуа де Ларошфуко (1613 – 1680). Ключевое произведение – сборник «Максимы» (1665);

– Жан Расин (1639 – 1699). Ключевые произведения: «Андромаха» (1667), «Ифигения» (1676), «Федра» (1677);

– Александр Поуп (1688 – 1744). Ключевые произведения: «Пасторали» (1709), «Мессия» (1712), «Похищение локона» (1712).

Изобразительное искусство 

Точно так же как и литературе, живописи классицизма была присуща иерархичность жанров. Их разделяли на две группы:

– высокий жанр (произведения на религиозные, исторические и мифологические темы);

– низкий жанр (портрет, пейзаж, натюрморт).

Смешение не допускалось. 

Человеческие фигуры в живописи классицизма было принято идеализировать, подражая античности. Важное значение уделялось аллегориям, часто отсылающим к мифологии, и мифологическим сюжетам вообще. 

Во многих работах преобладала характерная цветовая гамма – голубой для дальних планов, зеленый – для средних, коричневый – для переднего плана. 

Не приветствовалась работа с натуры, так как та считалась далекой от идеала.

Знаковые художники:

– Аннибале Карраччи (1560 – 1609) Примеры работ: «Христос и самаритянка» (1593 – 1594), «Святые жёны–мироносицы у гроба воскресшего Христа» (прим. 1600), «Отдых святого семейства на пути в Египет» (прим. 1604);

– Никола Пуссен. Примеры работ: «Вознесение святого апостола Павла» (1650), «Рождение Вакха и смерть Нарцисса» (1657), цикл «Четыре времени года» (1660 – 1664);

– Клод Лоррен (1600 – 1682). Примеры работ: «Отплытие св. Урсулы» (1646), «Отплытие царицы Савской» (1648), «Ночь» (1672);

– Этьен Моррис Фальконе (1716 – 1791) – скульптор. Примеры работ: «Купальщица» (1757), «Зима» (в период между 1763 и 1771гг.), «Медный всадник» (1768 – 1770);

– Жак–Луи Давид (1748 – 1825). Примеры работ: «Клятва Горациев» (1784), «Смерть Сократа» (1787), «Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами» (1799).

Музыка

Как и во всех прочих областях, классицизм в музыке восхваляет господство разума. Музыка классицизма – простая, глубокая, ясная. Огромное значение в этот период играют гармония и гармоническая вертикаль. Теория гармонических функций, основы которой заложил Жан–Филипп Рамо (1683 – 1764), унифицировала созвучия, обеспечила единство звучания. 

В этот период сформировались такие жанры, как концерт, симфония и соната, сложились ключевые типы камерных ансамблей – трио и струнный квартет. 

Композиторы:

– Жан–Батист Люлли (1632 – 1687);

– Кристоф Виллибальд фон Глюк (1714 – 1787);

– Йозеф Гайдн (1732 – 1809);

– Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791);

– Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827).

Классицизм в России 

В России классицизм заявил о себе позднее, чем в Европе – во второй половине XVIII века, в годы царствования Екатерины Великой. 

Периодизация российского классицизма:

  1. Ранний классицизм (1760-е – н. 1780-х) – ощущается сильное влияние барокко и рококо.
  2. Строгий классицизм (1780-е – 1790-е).
  3. Поздний (высокий) классицизм (первая треть XIXв.) – в смешении с ампиром и романтизмом. 

Литературе классицизма в России были присущи все основные особенности направления. Были приняты и получили развитие темы гражданско–нравственного воспитания и долга. 

Наиболее известный теоретик классицизма в отечественной литературе – М. В. Ломоносов (1711 – 1765). В своей работе 1758 года «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» ученый предлагал деление всех слов в русском языке на три разряда:

 – одинаково употребляемые как в славянском, так и в разговорном русском («Бог», «ныне», «слава» и т.д.);

– исключительно славянские, но понятные грамотным людям («Господен», «взываю», «отверзаю» и т.д.);

– исключительно русские, отсутствующие в церковно–славянском («пока», «говорю», «ручей» и т.д.).

На основе этого деления, Ломоносов выдвигает теорию «трех штилей», в чем-то сходную с европейской иерархией жанров литературы:

– высокий «штиль» применим при написании од, героических поэм и речей;

– средний «штиль» – при написании сатир, элегий, стихотворных дружеских посланий;

– низкий «штиль» – при написании комедий и эпиграмм. 

Отечественные авторы–классицисты:

– В. К. Тредиаковский (1706 – 1769) – важнейший теоретик классицизма. Ключевые произведения: «Разговор об ортографии» (1748), «Слово о мудрости, благоразумии и добродетели» (1752),  «Телемахида» (1766);

– М. В. Ломоносов. Ключевые произведения: «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739), «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (1748), «Петр Великий» (1761);

– А. П. Сумароков (1717 – 1777). Ключевые произведения: «Оды торжественные», «Хорев» (1747), «Тресотиниус» (1750);

– Г. Р. Державин (1743 – 1816). Ключевые произведения: ода «Фелица» (1782), ода «Бог» (1784), «Памятник» (1795).

Наиболее ярко в русской архитектуре классицизм показал себя в конце XVIII – XIX вв., и если XVIII в зданиях еще можно было заметить многочисленные барочные элементы, то в XIX в. классицизм раскрывается полностью. Но следует заметить, что важной отличительной чертой русского классицизма осталась его эклектичность и отступление от четких стилистических норм. 

Существует разделение классицизма в русской архитектуре на петербургское и московское направления. Особенности второго – его тесная связь с древнерусским зодчеством и некая патриархальность. Приведем несколько примеров из обоих направлений:

Петербургский классицизм:

– Малый Эрмитаж (1764 – 1775), арх. Жан–Батист–Мишель Валлен–Деламот (1729–1800);

– Таврический дворец (1783 – 1789), арх. И. Е. Старов (1745 – 1808);

– Казанский собор (1801 – 1811), арх. А. Н. Воронихин (1759 – 1814) и И. Ф. Колодин (1788 – 1838).

Московский классицизм:

– здание Кригскомиссариата (1778 – 1780), арх. Никола Легран (1741 – 1791);

– дом Пашкова (1784 – 1786), архитектор, предположительно, В. И. Баженов (1737(38) – 1799);

– здание Голицынской больницы (1796 – 1801), арх. М. Ф. Казаков (1738 – 1812).

Изобразительное искусство, как и Европе, тяготело к античности. Ему были свойственны торжественность и доминирование мифологических, исторических и религиозных сюжетов. Особенностью русского классицизма стали идеологизация, ориентированность на воспевание культурной традиции и службы отечеству.

К числу российских художников классицистов относятся:

– Ф. С. Рокотов (1735 – 1808). Примеры работ: коронационный портрет Екатерины II (1763), портрет графа Орлова (1762–1763), портрет Струйской (1772);

 – А. П. Лосенко (1737 – 1773). Примеры работ: «Каин и Авель» (1768), «Зевс и Фетида» (1769), «Владимир перед Рогнедой» (1770);

– К. П. Брюлов (1799  1852). Примеры работ: «Явление Божие Аврааму у дуба мамврийского в виде трех ангелов» (1821), «Последний день Помпеи» (1830–1833), портрет Пашкова (1836).

Рейтинг:
Обсудить
Навигация сайта
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
три+2=?