Культура железного века
Культура железного века: зарождение новой цивилизации.
Развитие культуры началось с зарождением первых цивилизаций и продолжатся, пока существует субъект создания культуры - человек. Ведь в самом широком смысле культура - это все, что было создано человеком, конкретные предметы или идеи.
В периодизации первых цивилизаций лежат два момента: материал для орудий труда и способ изготовления. Так и появилось название «Железный век». Произошло это в I тысячелетии до н. э., когда железо вытеснило камень и заменило бронзу. Однако обработка железа началась в Азии в 9 века до н.э, а к I веку до н.э. она только добралась до Западной Европы . К этой эпохе – очень короткой, ей отводят примерно 2 века, - относят период конца первобытного общества и начала раннерабовладельческого.
Новые, более сложные технологии, изготовления орудий труда, сказались и на развитии духовной культуры. Это касается декоративно-прикладного искусства, музыки, мифологического мышления, неразрывно связанного с религиозными представлениями. Миф и религия в то время тесно связаны между собой и с природой.
«Научные знания» железного века носили практический характер. Они касались вопросов земледелия, скотоводства, медицины, естествознания и связаны с мифологией.
Железный век представляет собой несколько культур племен, проживавших в одно и то же время на разных территориях. В Европе эпоха железа связана с двумя культурами: гальштатской и латенской.
Гальштатская культура железного века получила название от могильника рядом с городом Гальштат в Австрии. К гальштатской культуре относят несколько местных локальных культур, объединенных общими стилевыми чертами. Гальштатскую культуру делят на два течения: восточную – от восточных Альп и Карпатской котловины до Адриатического моря – и западную (южная часть современной Германии и западная Франции). Восточный Гальштат, из-за близости с Адриатикой, развивался в тесной связи с иллирийской культурой, в то время как западный – это преимущественно кельтская культура.
Ранний железный век - эпоха увеличения количества изделий из металла и в то же время совершенствование технологии шлифования камня. В гальштатской культуре использовали гончарный круг, но пока широко распространена и лепная керамика. Посуда из глины приобретает разнообразные формы: высокое горло, вытянутая форма, выпуклое тулово, колоколообразные поддоны под миски и чаши. Орнамент – объемный, выпуклый (валики и шишечки) или вдавленный (черточки, точечные вдавливания).
Кроме горшков, мисок, тарелок, известны и погребальные урны. В зависимости от знатности усопшего их расписывали либо геометрическим орнаментом, либо ритуальными сюжетами: погребальные повозки, траурное шествие. Ручки иногда делали в виде животных, а на плечики урны лепили фигурки: женщин, воинов, коней.
Из бронзы делали ритуальные сосуды – цисты и ситулы. Рядами их опоясывали сцены боев, пира, люди пешком, верхом, на повозках, музыканты и животные.
Благодаря этой культуре получили распространение мечи из бронзы или железа, кинжалы, ножи и топоры. Железо обновило вооружение: появились металлические наконечники для копий, шлемы и нагрудные панцири из бронзы. Для соединения ткани на манер плаща использовали булавки – фибулы.
Искусство гальштатских племен носило прикладной характер и было средством показать богатство: украшение, пояса из бронзы, непрозрачного стекла, кости. Украшением служил геометрический орнамент и фигурки зверей.
Но в то же время искусство становится образным. Кроме фигурок из керамики и бронзы, распространение получили надгробные стелы или композиции. Такие каменные или литые украшения устанавливали только на курганах местных племенных вождей, знати, что говорит о возникновении социального расслоения.
Вместе с железом большее распространение получают металлические украшения. В эту эпоху декоративные украшения имеют в основном практическое назначение, что и диктует их форму, размер. Это крупные простые булавки, пряжки, для представителей тогдашней знати - фибулы. Некоторые находки дают основание предполагать, что в обиход входили украшения со стеклянными деталями.
Кроме фибул, для одежды и волос изготавливали булавки с одной или несколькими головками. В качестве украшений носили гривны на шее, а на руках и ногах – браслеты.
Латенская культура железного века, пришедшая на смену гальштатской, – культура кельтских племен. Название происходит от швейцарского селения Ла-Тен.
Представление об эпохе дают поселения, к концу железного века ставшие первым торгово-ремесленными центрами, а также погребения.
Большая часть оружия изготовлена из железа. По сравнению с гальштатской культурой усложнилась технология обработки металла: мечи из колющих превращаются в режущие. Латенские шлемы произошли от римских, однако потом форма изменилась. Так, созданы известные шлемы-полушары с полыми рогами из бронзы или золота. Конскую упряжь из бронзы кельты наследовали от гальштатцев, добавив к ней железные подковы.
Кельтские кинжалы имели рукояти в форме человечка с расставленными в перекрестье кинжала ногами и поднятыми вверх руками в навершие. Среди оружия появились и боевые ножи с кривым лезвием.
Керамику кельты делали преимущественно на гончарном круге. В глину добавляли графит, из-за чего посуда приобрела серебристый оттенок. Геометрический орнамент разнообразят растительные и животные мотивы. Кроме того, к орнаменту на керамике добавляются красочные изображения людей и животных. Сохранились и бронзовые ситулы от гальштатской культуры.
Гривна – массивные стержень с фигуркой животного или человека на конце или расширением, походим на печать, становятся типичным украшением. Браслеты делают не только из бронзы и золота, но и из стекла. Форма отличается разнообразием: витые, ложновитые, полусферы на стержне.
Архитектура латенской культуры отвечает насущным потребностям в жилье и защите. Изобразительное искусство еще не выделилось в отдельное направление и по-прежнему выполняет прикладную функцию: орнамент (растительный, геометрический, животный, фигурки людей), гравировка, рельеф, а также инкрустация кораллами и эмалью.
Зато большее распространение получает скульптура, в основном – монументальная культовая из камня. Но из металла делают и мелкую пластику: людей, животных, как настоящих, так и фантастических.
Из латенской культуры пришли европейские первые монеты. Сначала они во много повторяли римские моменты, но в более грубой форме. Со временем появились монеты с кельтскими рисунками и именами местных вождей.