Черты классицизма в комедии “Горе от ума”
Феномен классицизма.
В комедии А. Грибоедова "Горе от ума" преобладают черты классицизма, однако однозначно отнести ее к этому направлению все-таки нельзя. Некоторые исследователи называют это произведение пародией на классицизм, другие утверждают, что "Горе от ума" - это реализм, стремящийся казаться классицизмом. Какое теоретическое обоснование имеют под собой данные характеристики?
Говоря о классицизме в литературе, мы имеем в виду ряд рамок и требований, за которые не должно выходить и которым должно соответствовать произведение этого направления. Рамки классицизма, в отличие от рамок всех последующих направлений, чрезвычайно жестки.
Одной из основных черт классицизма является единство места, времени и действия. Это значит, что события классицистического произведения должны происходить в одном месте, в течение одного дня (суток) и относиться к единственной сюжетной линии. Если первые два условия выполняются (действие происходит в доме Фамусова, начинается утром одного дня и заканчивается утром следующего), то с третьим все сложнее. Очевидно, что основной конфликт "Горя от ума" - социально-политический, однако есть и второй, не подчиненный первому, а самостоятельный - любовный. Можно выделить и третий: конфликт поколений, проявившийся не только в отношениях Чацкого и Фамусова, но и Фамусова и Софьи.
Другая отличительная особенность классицизма - структурная - состоит в том, что классицистическая пьеса должна иметь трех- или пятиактовое строение. "Горе от ума", как известно, состоит из четырех действий.
Фольклорная тема борьбы достойного человека за руку и сердце прекрасной девушки - для классицизма русского особенно характерная! - в этом произведении подана с совсем другой стороны, чем, например, в "Недеросле" Д. Фонвизина. Прекрасная девушка оказывается неумной и непостоянной, соперники - полковник Скалозуб, за которого Софья идти не хочет, и Молчалин, использующий ее влюбленность для своего карьерного благополучия, - не вовлеченными ни в какую борьбу, а сама девушка к достойному человеку равнодушна. Противостояние заканчивается не торжеством любви и правды, как ему положено, а бегством резонера.
Другое требование классицизма - "говорящие" имена персонажей - выполняется, казалось бы, неукоснительно. Фамилия Фамусова происходит от французского слова fama, что значит "молва"; Молчалин держит свои истинные суждения в тайне; Скалозуб, действительно, злорадствует; и так далее. Исключительно в этом смысли имя Софья, в переводе с греческого означающее "мудрость".
Герои классицистического произведения должны четко делиться на положительных и отрицательных, причем первые призваны одержать верх над вторыми. Это требование выполняется лишь отчасти. Однозначно положительным можно назвать одного лишь Чацкого - резонера, которому противопоставлены все остальные герои. Но здесь встает вопрос: действительно ли персонажи, противостоящие положительному, обязательно отрицательные?
В случае "Горя от ума" совсем не обязательно. Отрицательным называют героя злонамеренного, а таким является только Молчалин, и тот - только с определенной точки зрения. А Фамусов, например, - заботливый и любящий отец, Софья - глупая, но не злая девушка, и так далее.
И главное отклонение "Горя от ума" от традиций классицизма: эта пьеса, объявленная комедийной, носит в основном драматический характер. Подобное допущение могло бы считаться частью художественного замысла уже в том же XIX в. (например, Н. Гоголь назвал свое прозаическое произведение "Мертвые души" поэмой), но с точки зрения классицизма это можно рассматривать только как нарушение канонов направления.
Несмотря на все рассмотренные противоречия,"Горе от ума", написанное в конце эпохи классицизма, рассматривают как исключительное явление именно классицизма. И трудно судить о том, опередило это произведение свое время или явилось его отражением - противоречивого, напряженного и более сложного, чем о нем принято думать.