Марселино Санс де Саутуола - краткая биография

 


Испанский землевладелец из городка Пуенте-де-Сан-Мигель, северная провинция Сантандер, на участке которого в 1875 году обнаружена пещера Альтамира, с древними настенными рисунками. Юрист по образованию, археолог по призванию Саутуола изучал энтомологию и ботанику. 


История открытия

Пещера обнаружена в 1868 году. Погнавшись за убежавшим охотничьим псом, Модесто Кубильяс Перес обнаружил его в каменной расщелине. Входное отверстие в пещеру был спрятано в траве под скальным козырьком. Но, дальше входа охотник не продвинулся. Саутуола занимался изучением горных пещер, располагавшихся в окрестностях. Слухи об обнаруженной новой пещере постепенно дошли до землевладельца. В 1875 году, археолог отправился изучать новую пещеру. Саутуолу заинтересовали сохранившиеся кости и зубы древних животных, скелет медведя и окаменелости, обнаруженные в пещере. Рядом находился и отбитый кремний, орудие древнего человека. На стенах было много черных пятен, которые ученый принял за следы от кострищ. 

В 1878 году, испанец отправился на проходившую в Париже Всемирную ярмарку. Внимание землевладельца привлекла выставка древностей. Здесь были выставлены орудия труда и изображения зверей, выполненные на костях животных. У Соутуолы возникла идея снова обследовать обнаруженную стоянку древних людей. 

В 1879 году, Саутуола отправился в Альтамиру. С собой он взял дочку Марию, и пока отец проводил свои изыскания, дочка свободно передвигалась по пещере и осмотрела все углы, особенно там, куда отец не мог пройти из-за низких сводов. Именно в таком месте она подняла голову вверх, и увидела прекрасно сохранившиеся цветные рисунки. Она позвала отца и сказала ему: "Папа гляди, волы". Всего было обнаружено более 25 рисунков, и возраст их, по приблизительным подсчетам, равняется 16 тысячам лет. Залы пещеры располагались поочередно на расстоянии 280 метров. Рисунки удивительно были похожи на миниатюры, привлекшие внимание ученого на парижской выставке. Изображения волов высотой в полтора-два метра, выполненные оранжевой охрой, имели очень правильные очертания. Явно были нарисованы человеком понимающим, как рисовать. Поразительным фактом оказалось правильное использование неровности стен в пещере. Создавалось впечатление, что фигуры были объемными. Кроме того, водная взвесь охры с добавленным животным жиром, хорошо закреплялась на стенах. Саутуоле предъявили обвинения в фальсификации. 


Изучение изображений и публикации

Для определения возраста рисунков, Саутуола пригласил ученых. Пещеры были осмотрены прибывшем в местечко профессором истории из столичного университета Хуаном Виланова. Наиболее известное наскальное изображение - Большой плафон, датируется поздним палеолитом. Изображение, протяженностью 18 метров, сделано охрой и углем. В центре изображено 15 фигур: это бизоны в разных положениях, сзади них фигуры вожака-бизона расположилось изображение оленя, лошади, козла и кабана Ученые определили, что все изображения появились в четыре этапа. Все фигуры наносились углем, и только потом выполнялись цветной краской. Внутри пещеры обнаружены четыре культурных слоя, соответствующие четырем периодам. Временные рамки изображений Большого плафона находится в пределах 14 820 и 13 130 тысяч лет назад. Изображения из дальних пещер имеют больший разбег от 16 480 до 14 650 тысяч лет. Информация тут же появилась в газетах. Посетить пещеру и собственными глазами увидеть росписи пожелал Испанский монарх Альфонсо XII. Рядом с входом в пещере сохранился королевский автограф, который был нанесен копотью свечи. В 1880 году, Саутуола при поддержке профессора Хуана Виланова, публикует свою работу о своих исследованиях доисторических памятников провинции Сантандер. Работа вызвала массу откликов.

Широкая огласка не повлияла на мнение ученых, они не признавали факта существования древних рисунков. Особенно непреклонными были французские специалисты, наиболее яростным оппонентом стал археолог Эмиль Картайак. Собравшиеся на конгрессе антропологов в Лиссабоне, в 1880 году, отказались слушать доклад испанца, считая все подделкой. Было заявлено, что эти изображения нарисованы специально, по заказу. В спор ввязался палеонтолог Арле, также посчитавший рисунки фальшивыми. Выступивший на стороне Саутуолы профессор Виланова потерял свою репутацию.  


Признание

В 1888 году, Марселино де Саутуолы не стало. На протяжении двух десятилетий после сенсационного открытия, были обнаружены еще пещеры в Комбарели и Фон-те-Гоме, Ла Муте, Шабо, Марсуле. В них были обнаружены идентичные наскальные рисунки.

В 1902 году, Эмиль Картайак публично заявил о своей ошибке, а затем еще опубликовал статью "Моя вина", где приносил извинения Саутуоле. Палеонтолог Арле также приносил свои извинения и подтверждал возраст пещерных изображений.

    

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+два=?