Четыре Благородные Истины Буддизма

 

Что есть буддизм в современном понимании его критиками и историками религии? Это совокупность постулатов, которые воспринимаются как принадлежащие к этой религии априори, лишь потому, что подходят по форме и содержанию. И, тем не менее, есть много последователей и ревностных защитников этого учения. Ответ на вполне логичный вопрос: «Почему?» прост – это лекарство для души, но только для тех, кто решится пройти весь путь до конца и не впасть в крайность, разрушив тем самым терапевтический эффект.
Четыре благородные истинны буддизма предполагают отречение от внешних раздражителей, в свободной трактовке этого слова. Чтобы достичь Нирваны и глубокого просветления нужно научиться жить, не испытывая страданий. Цель благородная, но сложная по сути своей, ведь дискомфорт физический, когнитивный диссонанс, фрустрация – тоже есть, по сути своей, страдания тела и духа. Как же избежать этого? Ответ нам дают сами постулаты.
Первая истина – страдание неотъемлемая часть жизни, от начала до глубокой старости, сопровождающее нас на всем протяжении пути и побуждающее нас к действиям. Можно выделить главенствующие идеи, такие как страдания от перемен, ведь выход за пределы зоны комфорта порождает внутреннюю борьбу; нарочитое усугубление собственных страданий, потому что жалеть себя и казаться маленьким и беспомощным – это, в некоторой степени, приятно и маняще; быть коллектором страданий окружающих и себя самого, потому что, утешая, давая облегчение другим, ты мысленно возвышаешься над ними, появляется иллюзорное чувство власти и могущества, пусть и с благими побуждениями.
Еще в буддизме различают четыре потока страдания: рождения, старости, болезни и смерти. Каждый из них сам по себе заставляет испытывать душевные муки, но когда они сливаются, в той или иной комбинации, то ощущения стократ усиливаются, порождая мысленную агонию. Самобичевание, муки совести и сожалению – любимые развлечения современного человека, а если есть более или менее приемлемый повод для таких измышлений, то процесс превращается в увлекательную игру с подсознанием с фиксированным началом, но без фиксированного конца.
Вторая истинна, говорит о том, что причинами наших страданий является духовная, моральная, физическая неудовлетворенность, стремление получить больше, достичь вершины и оттуда взирать на всех горящими очами, чтоб преклонялись пред мощью и падали ниц. Отсутствие возможности реализовать все наши желания в полной мере, скоротечность эффекта от исполнения задуманного, и постоянная погоня за собственной тенью приводят не только к фрустрации, но и к появлению кармы – совокупности всех деяний и помыслов человека, составляющих его жизнь. Удовлетворяя желания или нет мы приводим в действие колесо сансары, так называемый порочный круг страданий, когда из осуществления одной мечты появляется новая и так до бесконечности. Духовная рекурсия в чистом виде.
При этом многие наши желания вырастают из привязанности и ненависти к миру и населяющим его живым и неживым существам, из желания обладания ими. А оно, в свою очередь, происходит из неправильного понимания сути вещей, видения картины мира в целом, как пространства для исполнения собственных амбиций, планов, волеизъявлений.
Третья истинна предполагает освобождение от бессмысленного нагромождения желаний. И хоть от нее и веет абсолютизмом, но в чем-то реализация ее полезна, и даже благородна. Не зависеть от потребностей своего эго, властвовать над духом и телом. Это прекрасно. При всем при этом есть опасность попасть в крайность аскезы, когда умерщвляется плоть, идет отказ не только от того, что делает жизнь легче и приятнее, но и от того, без чего поддержание существования сводится к отчаянным попыткам удержать душу внутри тела.
Будда, в своем учении, предостерегает от этого, ведь каждому человеку присущи желания, нужно только уметь держать их под контролем, найти свою «золотую середину», и как акробат, аккуратно продвигаться по узкому канату жизни, стараясь не отклоняться в стороны, чтобы не упасть в пропасть.
Собственно в четвертой истине описывается, как достичь баланса между своими желаниями и их ограничением во имя просветления. Будда назвал свой метод Восьмеричный путь, потому что в нем именно такое количество постулатов. Они просты, и требуют только одного – быть честным к себе, понимать свое тело и разум и не заставлять себя совершать того, что противно природе. Заключены эти доктрины в три этапа:
Первый – этап мудрости:
- истинное воззрение (принять, усвоить и воплотить в жизнь все Четыре простые и Благородные Истинны Буддизма);
- истинная решимость (единожды встав на этот путь, не свернуть с него при первой же трудности).
Второй – этап нравственности:
- истинная речь (отказ от лжи, брани, клеветы, слухов и сплетен);
- истинные поступки (избегание насилия, воровства, умеренная сексуальная жизнь, запрет на алкоголь и одурманивающие вещества);
- истинный образ жизни (совокупность двух первых истин, экстраполированных на общественную жизнь в целом, а не только на личные качества индивида).
Последний этап – сосредоточение:
- истинное усердие (занятия йогой, медитации, духовные практики, помогающие достичь просветления);
- истинное размышление (культивирование в себе благих побуждений, благородное созерцание жизни, смирение аффектов и крайних психических состояний);
- истинное сосредоточение (путем выполнения всех предыдущих рекомендаций, достижение состояния, когда весь окружающий мир становится единым целым и можно выйти за рамки предложенного, постичь его, понять свою роль в происходящем).
Есть направления буддизма, которые отрицают эти Четыре Благородные Истинны, например некоторые из махаянских школ, чем повергают в когнитивный диссонанс остальных приверженцев этой религии. Историки продолжают спорить о том, являются ли описанные выше постулаты общими для всех ответвлений данного учения или есть исключения. Пока единого мнения нет, но изучение продолжается.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+два=?