Кланы ниндзя в Японии.
Начало существования секретных кланов ниндзя было положено в IX веке. Основываясь на образе горных отшельников из буддийских школ VI-VIII веков, основоположники первых кланов ниндзя собрали воедино знания о духовных практиках, физической подготовке, навыках и философии в единое боевое искусство – ниндзюцу.
Принято считать, что роль кланов сводилась только к выполнению заказных убийств, диверсии и шпионажу, однако искусство ниндзюцу – это таинственная культура и философия жизни ниндзя средневековой Японии.
Статус изгоев в глазах обычных людей заставлял ниндзя прятаться веками. Часто поселения кланов маскировались под деревню крестьян с невзрачными домами и были рассредоточены по всей Японии в лесистых и горных окрестностях.
Пик расцвета ниндзюцу и кланов ниндзя пришелся на XV-XVI века, в эпоху разгара феодальных войн насчитывалось около 70-ти кланов, каждый из которых имел свои традиции, историю, философию и специализацию.
К примеру, клан Ига, известный как самый масштабный и распространённый клан Японии, делал упор на боевую подготовку и мастерство владения оружием, а клан Кога отличался мастерством маскировки, скрытных действий, приготовлением самых сильных ядов и взрывчатых веществ. Клан Гекку как никто другой владел секретом поражения болевых точек на теле при помощи натренированных пальцев рук, Котто отличались гипнозом, а ниндзя клана Фума были непревзойдёнными диверсантами.
Помимо вышеперечисленных, в список самых известных кланов входили кланы Кисю, Сада, Хакуун, Сайга. Влиятельность клана определялась его успехом, непрерывным развитием навыков, а также подрастающим поколением, ведь каждый рожденный мальчик внутри клана неизбежно воспитывался в строгих условиях, чтобы потом стать ниндзя.
Большинство навыков были присущи каждому ниндзя, но секреты кланов строго хранились в тайне и передавались из поколения в поколение, поддерживая конкуренцию даже между кланами из соседних провинций. Более того, для сохранения тайн каждый клан имел свой собственный язык, секретный для других. Язык состоял как из воспроизведения речевых звуков, так и из жестов и фигур из пальцев рук. Считалось, что благодаря таким жестам ниндзя мог добиться сверхъестественных способностей и использовать скрытые ресурсы своего организма.
Арсенал оружия и снаряжение ниндзя.
Условия потенциального боя и стиль его ведения определял арсенал оружия ниндзя, состоявший преимущественно из холодного оружия. Тихие незаметные убийства требовали создания необычных видов компактных и незаметных орудий, удобных в перемещении и использовании в бесшумных условиях.
Популярнейшее оружие ниндзя – сюрикэн, металлическая «звёздочка» с четырьмя острыми лезвиями. Метательное оружие, легко скрываемое в руке и идеально подходящее для тихого убийства на расстоянии.
Ниндзято (или ниндзякэн) – меч ниндзя. Нацеленный на сильный режущий или колющий удар в тесных условиях, ниндзято для удобства имел длину лезвия лишь около полуметра. Ножны таких мечей часто совершенствовались и служили духовым оружием или трубкой для дыхания под водой, футляром для более мелких орудий.
Кусаригама – серп с тяжелым грузом на цепи. Подразумевал удар противника грузом или запутывание его в цепи с последующим ударом серпом, либо метание серпа.
Эффективность каждого вида оружия повышалась в разы, как только его поверхность покрывалась специальными ядами, широко используемых в рядах ниндзя. Самостоятельно производя яды и постоянно совершенствуя навык их приготовления, использование ядов переросло в самостоятельный вид убийства, для которого подбирались как быстродействующие ядовитые смеси, так и убивающие медленно.
Помимо особенных орудий, арсенал ниндзя включал в себя и другие обязательные предметы, именуемыми «рокугу» или «шесть обязательных вещей». Сюда входили амигаса (соломенная шляпа со скрытым оружием), кагинава (длинная веревка с металлическим крюком для подъема на высоту), сэкихицу (грифель для записей, которые затем легко было безвозвратно стереть), кусури (набор лекарств и ядов), сандзяку тэнгуи (полотенце для повязки на лицо, связывания врага, фильтр для воды или медицинский жгут и т.д.) и утидакэ (контейнер с тлеющими углями для поджога).
Вопреки внешнему виду, представленному в кинофильмах и книгах, облачения ниндзя не имели чёрного цвета и облегающего фасона. Маскировочный костюм обычно был тёмно-серого, тёмно-коричневого или тёмно-синего оттенка и имел мешковатый просторный силуэт, что гораздо лучше позволяло скрыться в ночных условиях. В отличие от самураев, ниндзя не сковывали себя множеством доспех и ограничивались защитой только жизненно важных органов металлическими пластинами под одеждой, сохраняя подвижность и быструю маневренность.
В повседневной же жизни для маскировки ниндзя использовали образы торговцев, крестьян, нищих людей или странствующих путешественников.
Японские ниндзя сегодня.
Сегодня ниндзя – культурное достояние средневековой Японии. Течение времени унесло культуру настоящих ниндзя в прошлое вместе с окончанием междоусобных войн и уничтожением статуса самураев в XIX веке. Сыновья и внуки последних ниндзя сменили тайные лесные и горные деревни на жизнь в городах, стали зарабатывать на жизнь всеми доступными и мирными промыслами тогдашней Японии.
Однако искусство ниндзюцу не забылось, сегодня основы этой дисциплины успешно применяются при обучении военнослужащих и полицейских, в школах боевых искусств, а образ ниндзя как бесстрашного и ловкого война раз за разом воспроизводится в художественных образах кинематографа и литературы.