Октябрьская революция 1917 г. и поиски оптимальной модели социалистической культуры

 

В октябре 1917 г. российская цивилизация вступила в новый этап своего развития, в результате которого была сформирована практически не имеющая аналогов в мировой истории советская модель культуры. В борьбе за власть партия большевиков подчинила задачи культурного развития политическим. В.И. Ленин, опровергая известную марксистскую формулу, что общественное бытие определяет сознание людей, на первое место поставил практическую цель — победу социалистической революции в России независимо от зрелости материальных условий. Для достижения этой цели необходимо было подменить борьбу рабочего класса за улучшение условий труда («тредюнионизм») идеологией пролетарской революции, использовать угнетенные слои населения в качестве ударной силы для завоевания власти. Рабочий класс России был восприимчив к призыву совершить революцию, так как в стране существовали тяжелые условия жизни и труда.
В.И. Ленин был уверен, что нищета и бескультурье масс — не помеха для пролетарской революции, а стимул для завоевания власти. Эта точка зрения не лишена основания. А.И. Герцен, например, в «Письмах в будущее» делал вывод, что «глухое брожение», волнующее народы, происходит от голода. Будь пролетарий побогаче, он и не подумал бы о коммунизме».
Правда, у. многочисленных оппонентов В.И. Ленина существовали довольно серьезные основания сомневаться в успехе будущего социалистического эксперимента. Буквально накануне Октябрьской революции независимая газета «Новая жизнь», издаваемая А.М. Горьким, предостерегала большевиков от «построения пролетарского государства в стране, где 4/5 населения состоят из крестьянства», сравнивала этот план с «китайской головоломкой».
В.И. Ленину необходимы были твердые гарантии будущих побед, поэтому он как гениальный практик не отрицал возможности использования существовавших в старом российском обществе культурных предпосылок для социалистических преобразований в стране.Предлагалось искать истоки будущей культуры в демократических элементах буржуазной культуры, в творчестве А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, в классическом русском наследии, в лучших образцах мировой художественной культуры.
Предпосылками для развития новой культуры должны были стать и первые успехи российского образования, которые набирали силу в условиях модернизации страны. Рост промышленности и урбанизация сопровождались повышением образовательного уровня населения. По итогам переписи 1897 г., общее число неграмотных по стране достигало 70%, однако среди промышленных рабочих уровень грамотности приближался к 54%.
Наметившиеся в области образования процессы свидетельствовали о стремлении населения к знаниям. Государственные расходы в сфере просвещения увеличились с 1900 по 1915 гг. более чем в пять раз. Кроме начальных школ в России было 1724 гимназии (558 тыс. человек), 324 реальных училища (95 тыс.), свыше 2 тыс. различных специальных и профессиональных учебных заведений (240 тыс.), 95 вузов (135 тыс.). Предусматривалось введение всеобщего начального образования.
В рабочей среде проявились первые ростки собственной культуры. Хоровые студии, кружки живописи, рабочие театры начали действовать в Петербурге при Народном доме графини Паниной, в Москве были открыты Передвижной театр В.Х. Поленова и театр актрисы Бренко. Появились первые образцы пролетарской поэзии. В марте 1917 г. вновь вышедшая большевистская газета «Правда» начала активную деятельность по сплочению творческих сил пролетариата. Было организовано «Общество пролетарских писателей», в котором участвовали В.В. Маяковский, Д. Бедный, А.В. Луначарский. Основные положения программы деятельности большевиков в области культуры были изложены в «Воззвании к творцам и носителям пролетарского искусства»: «Пролетариат как носитель общечеловеческих идей интернационализма является самым лучшим и верным носителем истинного искусства. Не уничтожая прошлого в искусстве, пролетариат вливает в старые формы новое содержание». Классовое содержание внедряли в массовое сознание и другие культпросветучреждения. Так, члены московского литературнохудожественного общества «Искусство и социализм» выступали в рабочих районах с лекциями на темы: «Искусство и социализм», «Пролетарское и буржуазное искусство», «Революция и пролетарская культура», проводили занятия по основам научного коммунизма. Эти и другие примеры свидетельствовали о росте культурного уровня рабочих, обретении ими смысла существования и готовности к грядущим переменам.
В движении за пролетарскую культуру в 1917 г. лидером стал Пролеткульт, в создании которого самое активное участие приняли большевики. Первые пролеткультовские организации возникли весной 1917 г., а 1619 октября 1917 г. в Петербурге состоялась учредительная конференция, на которой был избран Центральный комитет и утверждены основные программные положения этого широкого социального движения.
В выступлениях идеологов Пролеткульта А.А. Богданова, В.Ф. Плетнева, Ф.И. Калинина звучало критическое отношение к культуре и искусству прошлого, преувеличение их «разлагающего воздействия» на пролетарские массы, высказывались опасения, что буржуазная культура может ослабить классовое сознание рабочих.
Отрицательно пролеткультоведы относились и к крестьянской культуре. Они считали, что совместное творчество рабочих и крестьян опасно для гегемонии рабочего класса. Отлучение от пролетарской культуры грозило и интеллигенции, несмотря на то, что большинство руководителей ЦК Пролеткульта являлись представителями именно этой социальной группы.
Движение за создание «чисто пролетарской культуры» объединяло около полумиллиона рабочих, тысячи специалистовинструкторов и преподавателей. В клубах, театрах и творческих студиях занималось около 80 тыс. человек. Это была мощная, разветвленная организация, издававшая более 30 собственных журналов и газет. Значение Пролеткульта в 1917—1920 гг. трудно переоценить. Отсутствие реальной возможности для рабочей молодежи поступить в вузы, недостаток музыкальных, литературных учебных заведений в стране в определенной степени компенсировались занятиями в студиях Пролеткульта. Учитывая важность этой миссии, большевики поддерживали организацию, оказывали ей материальную помощь.

Однако существовало одно Довольно серьезное обстоятельство, которое в будущем стало причиной ликвидации этого массового общественного движеНия Согласно теории А.А. Богданова о трех самостоятельных формах классовой борьбы пролетариата: политической, экономической и культурной Пролеткульту отводилась руководящая роль в сфере культуры, партии — роль лидера в политической борьбе, а профсоюзы должны были решать чисто экономические вопросы. Идеологи Пролеткульта постоянно подчеркивали «автономность», независимость своей организации от государства. Первоначально В.И. Ленин поддерживал деятельность Пролеткульта, однако по мере его идейного оформления перешел к критике и даже борьбе с лидерами движения. Одним из поводов стало стремление ЦК Всероссийского Пролеткульта выйти на международную арену, его решение об организации Международного бюро Пролеткульта, поддержанное группой делегатов II Конгресса в 1920 г. Теоретические основы и принципы «пролетарской культуры» в интернациональном масштабе, изложенные в статье «О Международном Пролеткульте», В.И. Ленин расценил как политический оппортунизм и сектантство. Собственно, с этого времени и началась активная борьба с лидерами Пролеткульта. Их обвинили в стремлении создать «чисто» пролетарскую культуру, в нигилизме по отношению к культурному наследию, в сознательной изоляции широких народных масс от участия в создании новой культуры. Теория А.А. Богданова («богдановщина») квалифицировалась как левачество и политический оппортунизм. Руководство было представлено в качестве сектантов, враждебных советской власти.
Окончательный удар по Пролеткульту был нанесен ленинской резолюцией «О пролетарской культуре» (октябрь 1920 г.) и письмом ЦК РКП(б) «О пролеткультах», напечатанным в газете «Правда» 1 декабря 1920 г. Впоследствии Пролеткульт вошел в состав Наркомпроса, а члены пролеткультовского движения растворились в профессиональных и творческих союзах.
Отсутствовало единство взглядов на методы и перспективы предстоящих культурных преобразований и у партийногосударственных лидеров страны. Суть расхождений заключалась в приоритетах при строительстве социализма. В первые годы советской власти среди руководства доминировали две основные концепции: «утопизм» (А.А. Богданов, А.В. Луначарский, Н.И. Бухарин) и «революционный героизм» (Л.Д. Троцкий, В.В. Шмидт). Сторонники первой точки зрения утверждали, что предпосылкой экономических преобразований должна быть непосредственная культурная работа. Нужны крупномасштабные пропагандистские и культурномассовые мероприятия для формирования соответствующего массового сознания. При всех оговорках Н.И. Бухарин и А.В. Луначарский были против жесткого «огосударствления» культуры и монополизации духовной жизни. По мнению же Л.Д Троцкого и его единомышленников, социальнокультурным изменениям в обществе должны предшествовать экономические преобразования и, в первую очередь, ударная индустриализация. Л.Д. Троцкий был уверен, что в ближайшие 2025 лет можно решить только «азбучные задачи», имея в виду ликвидацию массовой безграмотности.
В.И. Ленин в сложных условиях создания новой модели российского общества отводил культуре и идеологии в целом значительную роль, считая культурные преобразования в стране составной частью плана строительства социализма. Он впервые ввел и само понятие «культурная революция», раскрыл ее содержание, разработал основные принципы и задачи культурного строительства в стране. В статье «О кооперации» В.И. Ленин писал, что «у нас политический и социальный переворот оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы всетаки теперь стоим. Для нас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной». Принципиальное понимание задач и особенностей руководства культурным процессом В.И. Ленин сформулировал в записке Н.И. Бухарину во время заседания Политбюро ЦК РКП(б) 11 ноября 1920 г.:
1. Пролетарская культура = коммунизм.
2. Проводит РКП.
3. Класспролетариат = РКП = Советская власть.
Таким образом, формирование пролетарской культуры неотделимо от коммунизма; руководит этим процессом коммунистическая партия; интересы пролетариата как класса выражают партия и советское государство. Были поставлены следующие задачи: создание новой системы народного образования и просвещения, воспитание советской интеллигенции и подготовка кадров, необходимых стране, преодоление буржуазной идеологии и религиозности населения, утверждение социалистической идеологии и морали. По мнению В.И. Ленина, для выполнения этих задач необходима целая историческая эпоха, «в вопросах культуры торопливость и размашистость, — предупреждал он, — вреднее всего».
Основной упор был сделан на многоэтапность, постепенность в накапливании необходимой социализму культуры. Акцентировалось внимание на важности освоения элементарного общечеловеческого культурного опыта. Переход от всеобщей грамотности и навыков пользования книгами до освоения мирового духовного наследия, от заботы о сохранении национальных сокровищ до создания новых ценностей, от соблюдения человеческой порядочности, культуры поведения до утверждения общегражданской демократической культуры, от организации труда и быта до внедрения новейших достижений науки и техники — только такой результат мог дать основание говорить о победе культурной революции в России.
Однако величие задач строительства социализма контрастировало с материальной и культурной нищетой. Преобразование российской действительности оказалось делом сложным и непредсказуемым. Основная масса пролетариата и его руководителей были бескультурны. В этом одна из причин будущих противоречий в культурной политике большевиков.


Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+два=?