Порфирий философ
Эрудированный ученый родился в 232, Тир. Увлекался историей и философией. Принимал участие в среднеплатоновском объединении. Учителями его были Лонгин и Плотин.
Плотиновский кружок
В 263 году время приезда ученого в Рим, где он постигает философию и историю. После освоения новых подходов к изучению сочинений Плотина он удостоился чести защитить взгляды учителя насчет толкования платоновских вопросов.
Занимался изучением «Пира» платоновского Алкивиада, доказал, что книга Зороастра была неправдоподобна своими учениями. Вступает в полемику с представителем афинской школы по поводу некоторых платоновских высказываний.
В 268 переезжает в Сицилию, где восстанавливает свое эмоциональное состояние. До последнего дня Плотина получает сочинения своего учителя и поддерживает с ним общение, хотя у них было много разногласий из-за сочинений Аристотеля.
Самостоятельное изучение работ известных ученых
После долгих путешествий по востоку Порфирий возвращается жить в Карфаген. Во время странствий он занимается комментированием работ Аристотеля:
«Первая Аналитика»;
«Метафизика»;
«Категории»;
«Физика»;
«Герменевтика».
Он занимается изучением математических дисциплин, комментирует «Гармонику» Птолемея. Его схоластические комментарии рассказывают о формах религий, культов. В это же время пишет «Историю философии», в этой работе отражена пифагорейская школа с рационалистической ориентацией.
На основе священных текстов строит собственное философствование. Завершает исследование платоновской философии и толкует его сочинения. Ведет педагогическую деятельность, не создавая собственной школы. Школьный платонизм, многие известные воззрения философов, историков и ученых переосмысливает и преподносит сочинения со своей позиции.
Изучает христианство, языческие мировоззрения и верования, божественность Платона, Пифагора. Пишет трактат «Против христиан», замыкающий платоновскую школу политеизма. Он подверг критике Ветхий и Новый завет.
Порфирий – платоник
Большинство его философских сочинений имеют этическую направленность. Суть его тезисов: уподобление божеству происходит через познание, для этого душа должна быть очищена от мирской жизни, отвращена от всего пространственного и телесного.
Познание бога равноценно умственному познанию. Для знающего человека бог будет рядом, а для невежды – отсутствует, находясь во всем. Все подчинено уму, чтобы познать свою сущность, нужно познать самого себя.
В своих трудах Порфирий сохраняет три единства: Ум, Душа и Космос. Эти ипостаси основаны на универсумах Плотина, его учителя. Ум — человеческое тело, Космос – бог, а душа находится в свободном выборе и может склоняться в одну или в другую сторону. Душа имеет несколько воплощений, выражающиеся воображением, умом и различными чувствами.
У Порфирия душа приобщена к уму через добродетели: политические, теоретические, парадигматические, психотерапевтические. По сравнению с Плотином, его иерархия добродетелей расширенна.
Заключение
Философ оказал влияние на платонизм: греческий и поздний (языческий, христианский). Философия средневековья пропитана его тезисами, встречающимися во многих работах таких ученых, как Боэций, Ямвлих, Августин, Марий Викторин. Порфирий, как школьный философ, традиционных взглядов, оригинальный мыслитель, вошел в историю платонизма. Оставил много комментариев на работы Аристотеля и Платона, написал «Введение к Категориям Аристотеля». Его толкования повлияли на дальнейшее философское обучение в средневековье.