«Смешанный стиль» в изобразительном искусстве Крита. Саркофаг из Агиа-Триады.

 

Изобразительное искусство Древнего Крита отличается экспрессивностью и неожиданными художественными приемами. Минойская живопись считается самой жизнерадостной и яркой среди своих современников.
В сюжетах минойских художников часто можно встретить и юмористические нотки. Так, на поверхности вазы, найденной в Агиа-Триаде, изображен гуляка после пирушки, который не устоял на ногах, и, уткнувшись в землю, мирно заснул. Еще одна важная черта минойской культуры - естественность и свежесть. Через века на нас смотрят красивые юноши и девушки, ловко перепрыгивающие через рога разъяренных быков, скачущий по горным отвалам критский козел, скользящие по лазурным морским волнам летучие рыбы и дельфины. Все изображения минойской эпохи пропитаны светом и радостью.
Особым уважением у живописцев Древнего Крита пользовались, скачущие галопом, животные. Именно отсюда этот завораживающий художественный прием проник дальше, в Персию, Египет, Сибирь, Японию и Китай.
Кроме животной темы, художники широко применяли статичные орнаменты. Характерные штрихи и зигзаги впоследствии также переместились на Ближний Восток и стали украшать восточную керамику.
Примечательна основная цветовая палитра минойской живописи. Яркие цвета были повсюду – ими были раскрашены настенные фрески, архитектурные объекты, всевозможная керамика, сходившая с гончарного круга. На фресках часто можно встретить человеческие фигуры, раскрашенные в необычный цвет – мужчины в красном цвете, а женщины в желтом. Это не художественный вымысел. На самом деле население Миноя следовало религиозным обычаям, во время которых мужчины раскрашивали свои тела в красные оттенки, а женская половина наносил на себя желтую краску. Особенно наглядно это представлено сегодня на саркофаге из Агиа-Триады. Глиняный саркофаг покрыт художественными изображениями, на которых можно увидеть людей, приносящих подношения в виде телят и других даров и играющих на лирах в день похорон сына царя.
Особенного внимания заслуживает живопись так называемого среднеминойского периода, охватывающего время с конца семнадцатого века до начала шестнадцатого века до нашей эры. Большинство образцов такой живописи собрано в Агиа-Триаде. Фрески из этого города изображают животных и растения. В Агиа-Триаде был найден глиняный саркофаг, оформленный в виде гробницы и сплошь покрытый рисунками по штукатурке. У ученых есть все основания полагать, что этот богатый саркофаг принадлежал знатному аристократу. Считается, что саркофаг был создан в четырнадцатом веке до нашей эры. Роспись сохранилась фрагментами, но была практически полностью восстановлена.
Изображения на саркофаге связаны между собой, хотя и представляют две стороны жизни – реальную и мифическую. Видно, что художники не пытались хотя бы визуально отделить реальность от элементов сказочности. Совокупность рисунков на саркофаге сегодня имеет имя «Трапеза мертвых».
В целом, живопись на саркофаге практически ничем не отличается от художественных изображений на дворцовых стенах Миноя. Фрески Кносского дворца поражают воображение непосредственностью и свежестью в передаче образов природы. Яркая природа видна на фреске «Синие дельфины и цветные рыбы», где с помощью сочетания ярких оттенков и особой методики нанесения мазков, художник создал шедевр естественности и динамичности изображения.
Среднеминойский период славен свободой и смелостью во всем, что нашло отражение во фресках, которые, так или иначе, запечатлевали повседневную жизнь минойцев.
Археологи обращают особенное внимание на фреску «Дамы в голубом». Лица женщин нарисованы в профиль, но глаза и грудь развернуты. Дамы одеты в красивые платья голубого цвета с узорами, глубоким декольте и рукавами в три четверти. У женщин очень узкие, перетянутые талии. На женских головках красуются диадемы, а черные пышные волосы прихотливо перевиты нитями жемчуга. Художник особенно тщательно передал манерность жестов полных рук, на которых красуются многочисленные браслеты. Одинаковость и невыразительность женских лиц все же передает оживленность. Создается ощущение, что эти знатные дамы присутствуют на каком-нибудь мероприятии, например, на цирковом представлении.
Большинство фресок на стенах Кносского дворца содержат изображение быка. Частое повторение темы быка наводит на мысль о большом значении, которое придавалось этому животному. Скорее всего, поклонение быку пришло к критянам из древних примитивных верований, в которых образ быка наделялся животворящей силой самой природы. Все народы средиземноморья в той или иной степени поклонялись быку, но больше всего поклонников этот культ имел в Миное. В Кноссе можно было увидеть фрески с интересным сюжетом. На них были изображены акробаты – молодые девушки и юноши, прыгающие через разъяренного быка. Люди имеют подчеркнуто хорошую физическую форму – у них широкая грудь, тонкая талия, сильные и гибкие руки. Талия перетянута металлическим обручем. Возможно, такое сложение считалось у минойцев идеалом красоты.
Историки считают, что игры с быком имели не столько развлекательное значение, сколько служили священным ритуалом. Фрески с быками не уступают по четкости и мастерству художественных приемов, знаменитым фрескам с изображениями морских и горных пейзажей. Художественный стиль минойцев несколько смешан, что не мешает ему приводить в восхищение даже наших современников.


Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
три+2=?