Правление Тутмоса III
Тутмос III (при троне его звали Менхеперра) —египетский правитель, шестой по счёту в восемнадцатой династии. Время правления как Тутмоса III, так и династии в целом до сих пор является поводом для дискуссий среди учёных. Если следовать традиционной хронологии, база которой построена исходя из древнеегипетских источников астрономических свидетельств, а они, в свою очередь, трактуются на гелиакическом восходе Сириуса, то даты будут в периоде 1025 и 800 до нашей эры. Основывается эта альтернативная датировка на обнаруженных параллелях между событиями, найденных в надписях восемнадцатой династии и описаниях из исторических книг Библии, а объясняются и связываются только с египетской историей.
Родителями Тутмоса III были Фараон Тутмос II и наложница, которую звали Исида. Во времена восемнадцатой династии наследниками могли быть только дети по материнской линии, а это значило, что он не мог претендовать на власть. По всем законам трон должна была занять дочь и сестра Тутмоса I — принцесса Хатшепсут. Так оно и случилось, ещё при жизни Тутмоса II она уже была соправителем и имела все права фараона, а после смерти, заняла трон и стала царицей Египта. Со временем Хатшепсут пришла к выводу, что нужно женить своего молодого племянника на Хатшепсут II — её дочери, а это номинировало не давала настоящей власти несовершеннолетнего Тутмоса. Сделала она это, потому что считала беспрецедентным фактом того, когда у власти находится женщина.
Так как долина Нила была под властью, она решила установить экономические и политические связи с состоятельным царством Пунт, или Палестиной. На девятый год своего царствования она совершила дружественное путешествие в Пунт, историки предполагают, что в сопровождение она взяла Тутмоса, являвшегося тогда ещё подростком. По рассказу об Иосифе, она правила Египтом и Эфиопией, а её путешествие полностью соответствовало посещению своего зятя – царя Соломона. Проявившиеся тогда притязания империи на западные области Азии полностью соответствовали походу. Но Хатшепсут ждал трагический конец. Спустя 21 год правления случился государственный переворот, в котором обвинили царицу и из-за этого свергли с трона и изгнали или же, вообще, убили. Престол, как и задумывалось Хатшепсут, занял Тутмос и стал единовластным властителем, хотя некоторое время ему все же помогали и поддерживали группировку, которую возглавлял жрец, звавшийся Менхеперра-сенеб в паре с высшим вельможей Рехмира.
В следующие несколько лет он уделял очень много времени восстановлению господства в Сирии и Палестине. Как мы можем видеть из надписей, по причине брани и раздора между азиатскими царями, ему не составило большого труда захватить эти территории. После этого еврейское государство разделилось на Иудею (включая Иерусалим), которой управлял Ровоам и на главную часть страны, под властью Иеровоам — союзника Египта, случилось это спустя 14 лет, с того момента, как «царица, правившая Египтом и Эфиопией», путешествовала и вместе с тем посетила Соломона. Он отвевал очень много территории, которая была уже обустроена на высшем уровне для того периода, в том числе он захватил убранство роскошного храма в Кадеше (что переводится как «священный», а в Библии с помощью него обозначался Иерусалим). Прилежными Тутмосу было оставлены надписи для представления одержанной тогда территории и её содержимого, это описание совпадало с отображением убранств Соломонова храма в I книге Царств, 6:7 и во II книге Паралипоменон, 3:4 (фараона, который ограбил банк, в Библии зовут Сусакимом или Шишаком). Самую большую ценность представляли множество лучших мастеров тех государств, их привели в роли пленников, а также дань, которую собирали каждый год во время походов в Палестину и Сирию, а длилось это 17 лет.
Правление Тутмоса III было довольно полезным и государство многое обрело. Но огромному сожалению, все, что завоевал путём усердных трудов и длительных походов, было растрачено, утеряно и отобрано во времена правления его преемников, но все же история, которую он переписал, пережила и продержалась тысячелетия. По неизвестным причинам Тутмос искоренил все упоминания о царице: стёр отовсюду её имя, изменил многие, сделанные ею надписи, оттого само имя фараона Хатшеппсут не встречается ни в одном изложении истории у Геродота и Манефона. В девятнадцатом веке египтологи в очередной раз удостоверились в существовании Хатшепсут, а её правление, которое было, наверное, самым мирным во всей истории Египта охарактеризовали как «узурпацию», в то время как неугомонного и безустанного завоевателя Тутмоса III приравнивали к великим мировым деятелям и называли «египетским Наполеоном». Также они считают должным присвоить Тутмосу III его заслуженный титул «Великого», ведь это звание присуще только истинно успешным правителям.