Культура периода застоя: пепел и алмазы
Молодая советская культура дала миру множество ярких талантов – Татлин, Малевич, Шагал, Маяковский, Гумилев, Хлебников, и многие другие оставили свой заметный след в мировом искусстве. Последовавший вскоре большевитско-сталинский террор привел к изгнанию (пароход интеллигенции), либо убийству деятелей культуры (Гумилев, Мандельштам, и др.), либо к исключению их из культурного процесса (Ахматова, Зощенко, Булгаков и др.).
ХХ съезд породил еще один мощный всплеск советской культуры, когда расцвело творчество Высоцкого, Вознесенского, Евтушенко, Окуджавы, Шукшина, братьев Стругацких. Громадной популярностью пользовались произведении казахского поэта Олжаса Сулейменова и азербайджанского прозаика Тимура Зульфикарова, пишущих на русском языке. Но за относительно коротким периодом «оттепели» последовал длительный период «застоя».
Возврат к сталинским репрессиям был уже невозможен, но партийный тезис о непримиримости двух идеологий требовал постоянной борьбы с инакомыслием, особенно в культуре. Талантливые творцы замалчивались, были вынуждены писать «в стол», или покинуть Родину. Были изгнаны советские писатели, режиссеры, музыканты, художники, творчество которых не совпадало с идеологическими установками партии.
Культура периода застоя явно была разделена на «официальную» и неофициальную. С средины 60 годов все большее распространение получает самиздат – вручную издававшиеся диссидентские правозащитные работы и произведения запрещенных или забытых авторов – от «Архипелага ГУЛАГ» А. Солженицына до стихов Бродского и Гумилева.
Именно в период застоя, СССР, бесспорно, стал самой читающей странной в мире. Выход нового произведения любимого писателя или поэта становился событием в культурной жизни всего населения. Тиражи в несколько сот тысяч расходились мгновенно и становились редкостью. Подписка литературные и общественно-политические газеты и журналы, за исключением партийных и научных, становилась предметом ажиотажа.
Распространилось новое явление – сбор макулатуры, 20 кг. которой давали возможность приобрести хорошую книгу. Книги вообще стали предметом собирательства и формирования сокровищ – население было убеждено, что они будут постоянно увеличиваться в цене с возрастом. Особенно ценились подписные издания, практически независимо от автора, особенно 300-томная Всемирная литература, издание которой было заметным явлением в культуре периода застоя.
Советский кинематограф пользовался громадной популярностью и в стране и за рубежом. Работы советских кинорежиссеров пользуются громадным успехом не только в стране, но и за рубежом. Фильм В. Меньшова «Москва слезам не верит» получил «Оскара».
Гастроли советских театров за рубежом вызывают массовый восторг публики и самые положительные отзывы в прессе.
У нас же громадным успехом пользуются нещадно порезанные, но попавшие на советский экран зарубежные фильмы.
Появившиеся в самом конце 70-х видеомагнитофоны вызвали сильный ажиотаж, просмотр не подвергшихся советской цензуры западных фильмов привлекал практически каждого, имеющего доступ к видеотехнике. Преследования граждан, которые осмеливались смотреть «не те» фильмы особого успеха не принесли.
СССР стал и самой грамотной страной в мире – в 1966 г. было введено всеобщее среднее образование, СССР уверенно лидировал по числу специалистов с высшим образованием. Особенно успешно развивались фундаментальные науки, СССР уверено держал первенство в исследовании космического пространства.
В то же время общественные и гуманитарные науки находились под строгим партийным контролем, труды ученых-обществоведов, не признающих марксизм, замалчивались, более того, знакомство с ним каралось.