А.И. Желябов - кратко

 


Андрей Иванович Желябов вошел в историю террористом. Террор – это плохо. Но все же в этом деле (как и во всех прочих) конечная оценка сильно зависит от обстоятельств.

 

Крестьянский сын

По рождению Андрей был крепостным крестьянином – он появился на свет в Крыму 17 (29) августа 1851 года. Семья для крестьянской была достаточно обеспеченной – отец был оброчным садовником, а дед Гаврила обучил внука грамоте. Но статус все равно давал о себе знать – незадолго до реформы 1861 года красивую тетю Андрея изнасиловал соседский помещик, и даже жалоба по этому поводу не была принята. Мальчик (любивший веселую молодую тетку) был шокирован и люто возненавидел преступника.

Впрочем, хозяин Желябовых, помещик Нелидов, был куда более приличным человеком. Узнав, что сын садовника грамотен и убедившись в его хороших способностях, он отдал Андрея в уездное училище в Керчи.

Далее помогла судьба – училище преобразовали в гимназию. И крестьянский сын стал гимназистом (хотя это было чуть ли не открыто запрещено). А гимназический аттестат давал право поступления в университет. В 1969 году Андрей Желябов воспользовался этим правом – стал студентом юридического факультета в Одессе. Однако там он стал участвовать в деятельности студенческих революционных кружков, а в 1871 году возглавил протест против одного из преподавателей и был отчислен. С идеями Н.Г.Чернышевского и социализмом он познакомился еще раньше, и теперь у него был один путь – в революцию.

 

Учитель-революционер

Желябов стал зарабатывать себе на жизнь частными уроками, и в 1873 году женился на старшей сестре одного из своих учеников – Ольге Яхненко. У пары родился сын. Но Андрей не собирался отказываться от социалистических идей и жить только ради семьи.

В 1874 году он стал участником «хождения в народ» – жил в селе, работал в поле и занимался учительством и пропагандой. Его несколько раз задерживали «по подозрению», а в 1877 году арестовали. Желябов стал одним из фигурантов «процесса 193-х», но был оправдан. Зато семья развалилась: жена заявила, что не желает жить с человеком с такими «выбрыками», что мужчина должен заботиться о семье и только о ней. Она оставила мужа и ушла с сыном к родителям. Андрей же продолжил жить прежней жизнью – на сей раз в Подольской губернии.

Опыт «хождения в народ» показал Желябову, что пропаганда революционных идей в народе – слишком медленное средство. Ему казалось, что медлительную историю не мешает «подтолкнуть». Поэтому во время съезда народников в Липецке в 1879 году он выступил за решительные действия, против дальнейшего использования одной только пропаганды. Немногим позже (в том же году в Воронеже) Желябов оказался среди тех революционеров, кто отмежевался от пропагандистского направления и создал боевую «Народную волю».

Примерно в то же время начались его отношения с Софьей Перовской – еще одной руководительницей «Народной воли». Они познакомились еще в 1878 году, но тогда Желябов (хоть и весьма привлекательный молодой человек, нравившийся девушкам) не произвел особого впечатления на революционную дочку генерала, очень популярную в революционной среде. Но позже между молодыми людьми завязался роман. Отношения были короткими, но истинно счастливыми – Андрей и Софья не только любили друг друга, они были настоящими единомышленниками.

 

Цареубийцы из домов приличных

Андрей Желябов не был настоящим, последовательным террористом (как и другие деятели «Народной воли») – он просто полагал силовые методы допустимыми в отдельных случаях. Так, революционеры считали возможным убийства шпионов и провокаторов в своей среде и полицейских чиновников, известных особой жестокостью против инакомыслящих – по понятным мотивам мести. Особое место в их планах занимало цареубийство – народовольцы полагали, что оно просто обязано стать поводом для революции.

Андрей Желябов был организатором и участником нескольких попыток цареубийства. Но Александр II оказался живучим – всего он пережил 6 покушений на свою жизнь, и только 7-е было успешным. Причины неудач иногда были просто анекдотичные – идейные революционеры на поверку оказались крайне неспособными убийцами.

В ноябре 1879 года народовольцы заложили 3 мины по маршруту следования царского поезда из Крыма. В результате одна из мин подорвала свитский поезд, а 2 не сработали (в частности, у той, которую должен был привести в действие Желябов, заржавели контакты).

Степан Халтурин в феврале 1880 года взорвал царскую столовую – Желябов был одним из организаторов этой операции. Взрыв убил несколько солдат охраны, а царь отделался испорченной одеждой и заложенными из-за грохота ушами.

В августе того же года сам Желябов вместе с Макаром Тетеркой заложили бомбу под одним из петербургских мостов – по маршруту следования царского экипажа. Тут все было вообще глупо – столяр Тетерка, по бедности не имевший часов, проспал момент покушения и не привел механизм в действие.

Покушение, запланированное на 1 марта 1881 года, готовили особенно тщательно. В ход шли и подземная мина, и «метальщики» с ручными бомбами, а на крайний случай сам Желябов предполагал действовать кинжалом. Покушение оказалось удачным, но Желябов в нем не участвовал – он был арестован 27 февраля. Однако после ареста товарищей сам немедленно потребовал присоединения своего дела к их – то есть подписал себе общий с ними смертный приговор. Среди подсудимых была и Софья Перовская – у нее была возможность бежать, но она предпочла потратить фору во времени на попытку организовать побег Андрея.

Их повесили на одной перекладине 3 (15) апреля 1881 года вместе с Николаем Кибальчичем, Николаем Рысаковым и Тимофеем Михайловым. Казнь проходила с такими дичайшими нарушениями всех писаных и неписаных законов, что возмутились даже самые прожженные монархисты.

Андрей пережил Софью – его повесили следующим после нее. Вешали его дважды – первый раз палач (из садистских побуждений) намеренно неправильно закрепил петлю. Всех казненных похоронили в одной безымянной могиле – им довелось быть вместе и в жизни, и в смерти. Как и следовало ожидать, никаким поводом для начала революции цареубийство не стало.

 

Террор – это нехорошо. Но заставлять человека умирать дважды, два раза надевая ему на шею петлю – тоже неправильно (а Тимофея Михайлова и вовсе вешали 4 раза). Пока в государстве есть законы и нормы, что хуже любого беззакония – в нем будут и Андреи Желябовы.


Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+три=?