Культура московского царства в 16 -17 веках.

 

С отмиранием Киевской Руси и отходом ее эпохи в лету, в истории русской начинается новый этап. Теперь центр государства перемещается в новую столицу - Москву, которая была выбрана не случайно. Москва находилась на стыке торгово-экономических связей востока и запада, Европы и Азии, однако ее расположение не подразумевало приверженности к одной из культур. Напротив, теперь на Руси формируется собственная, новая культура. С приходом Ивана Грозного к власти, Русь теперь называется Россией, или Российским государством. Возрастает роль православной церкви, а московское княжество, считавшее себя главным оплотом христианства в мире, принимает на себя роль защитника православной религии, от западного католицизма и восточного ислама. Новый царь не строил свое государство под стать европейским, напротив, новая Россия возникла больше как противопоставление западной форме правления. Государство среди населения признавалось в качестве единственной великой ценности, любое самоуправство или жесткий диктат воспринимались данностью. Поэтому возрастающая роль православной церкви имела огромное значение для народа, она служила ему утешением и давала надежду на лучшие времена.
Культура московского царства в 16-17 века имела четкие характеристики, свидетельствующие о наступлении новой эпохи в развитии культуры и знаний. Именно этот период заложил основы для осознанного народного творчества, а отпечаток этого временного периода отразился на всем последующем культурном развитии русских народов. В первую очередь следует заметить, что появляется значительное дифференцирование культурной сферы. Возникают новые течения, появляются характерные жанры и соответствующие им произведения, культурная среда приобретает новые формы. Исконно русский культурный менталитет разрастается вширь, конфликтуя с многообразием культур многонационального царства. Отмечается некая западная жилка в формировании культурного слоя, но за развитием культуры непременно следит государство, а церковь выступает в качестве этакого цензора.
Противоречием является значительное укрепление роли церкви в мирской жизни, на фоне отмирания духовных ценностей (что происходило, например, в киевских регионах, после исхода оттуда государственной управляющей структуры). В обществе усиливаются светские аспекты.
Общественное народное просвещение начинает свою новую эпоху с внедрением и развитием книгопечатания. Русским первым книгопечатанником является Иван Федоров, удостоенный права напечатать первую русскую книгу. Она называлась Апостол, произведена на свет 1564 году.
Повсеместно в школьных учебных заведениях начинают изучать правописание и счет, к изучению представлены книги по христианству, возникают самые первые учебные пособия. Наиболее грамотными слоями населения являлись дворянство, духовенство, купечество, и горожане также обладали относительной грамотностью. Позже в Москве появляется первое в природе своей учебное заведение, названное Славяно-греческой латинской академией.
Продолжало развиваться и устное народное творчество, произведения которого отразили в себе все невзгоды, об рушившиеся на крепостное население. Это и царствование Ивана Грозного, разразившуюся смуту, разинский диктат, амбициозные походы Ермака. В литературном искусстве даже появляется особый жанр сатирической повести, повествующей о жизненных казусах общества. Начинают сотворятся стихи, пишутся повести и поэмы для придворного театра. Признанный современной наукой протопоп Аввакум, ранее сожженный по причине саботажа церковной никонской реформы, успел оставить свое "житие", которое идеально сохранилось до наших дней.
Колоссальный подъем в культура Московского царства в 16-17 веках наблюдался в зодчестве и строительстве. Процветала городская застройка и строительство храмов преимущественно из камня, который в отличие от дерева не вспыхивал от одной искры. Каменное строительство было ново, поэтому позволить себе каменный дом могли только княжеские семейства, боярство да купечество. В тот же период строится великий собор Василия Блаженного, навсегда утверждая исконно русский культурный архитектурный стиль, получивший название "московский шатровый".
Значительное развитие происходит и в сфере иконописи, а русской живописи рождается жанр портрета. Старинные исконные обычаи и традиции, характеристика бытового уклада ярко и глубоко представлены в произведении "Домострой". Представляет собой подобие учебника, по которому должны строится семейные отношения, бытовая жизнь и труд. Был составлен личным духовником царя Ивана Грозного - Сильвестром.
Если отдельно смотреть на менталитетное развитие русской нации, то культура московского царства в 16-17 веках, ярко отражает всеобщее преклонение перед самодержцем и его волей. Неотъемлемым и необходимым отдыхом, конечно же становятся ночные кабаки и народные гуляния. Утешение же находится в семейном окружении и церковном поклонении. Именно эти аспекты являлись основными составляющими культурной и бытовой среды для всего народа.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
три+2=?