Общество Возрождения - кратко
На смену суровым Средним векам, наполненных войнами, в Европу пришла эпоха Возрождения – Ренессанс. Именно в этот период создаются шедевры, покорившие весь мир – например, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи или Собор Святого Петра в Ватикане. Новые открытия и радикальные изменения производятся во всех сферах общественной жизни.
Философия гуманизма
В средние века человек однозначно признавался беспомощным, зависящим от воли Бога существом – такова была философия теоцентризма. Земная жизнь – это наказание за прежние согрешения. Совершенно иной взгляд на существование человека имели философы Возрождения, для которых была неприемлема мысль о бессилии и ничтожности. Теория гуманизма определяет человека и его внутренний мир наивысшей ценностью. Человек может творить свою судьбу сам; он – Творец, потому что может созидать прекрасное; главная ценность человека – сочетание внешней красоты с богатством внутреннего духовного мира. Художники старались изобразить живую личность, наполненную эмоциями, которой подчинялся окружающий мир. Мыслители писали о новом справедливом государстве, сочетавшем христианскую мораль и тягу человека к знаниям, о принципе человечности.
Что возрождалось?
Все началась с того, что один неравнодушный к прекрасному человек среди руин богатого греческого дома отыскал скульптуру, изображающую молодого человека. Очистив ее от грязи, он был удивлен совершенством и красотой, правильностью линий и достоверностью. Человек продал ее за не малые деньги (он, как видимо, был еще неравнодушен и к деньгам). Одной скульптурой дело не ограничилось. И понемногу вся грация и совершенство произведений древнегреческих мастеров предстали перед удивленным взором средневекового общества. Мудрецы стали одержимы новыми мыслями о красоте физической и красоте духовной; художники и скульпторы пытались постичь тайну творчества давно ушедших веков. Иными словами, возрождалась культура античности. Возрождалась красота и свобода, тяга к жизни и совершенству.
Изменения в обществе
Бурно развивающиеся новые философские идеи не могли не вызвать изменений в обществе. В первую очередь, изменения затронули культурную сферу жизни, затем экономическую, после – политическую. Именно синтез всех модернизированных сфер общественной жизни можно называть культурой Возрождения. Помимо многочисленных достижений в искусстве и науке, прогресс в первую очередь проявил себя в урбанизации сельского населения. А соответственно – в развитии экономики: в город перебирались преимущественно для торговли. Стали формироваться новые социальные слои – ремесленники, мануфактурщики. Увеличивается денежный оборот, развиваются городские ярмарки. Постепенно новаторство пришло и в политику. Прогрессивные деятели считали, что общество должно быть свободным (здесь будет уместен термин «гражданское общество») – в этом аспекте также бралась за образец организация власти в Античном мире. Особо следует упомянуть о развившемся дворцовом этикете. Слой придворных значительно увеличился (приглашались на службу монарху не только военные, но и ученые, творческие люди, философы). Ярким примером считается двор Медичи во Флоренции, считавшимися покровителями искусства. Общество, ставшее светским, требовало «хлеба и зрелищ». Также развивалась система образования: гуманистическое общество требовала большого количества просвещенных людей. Появлялись школы и университеты, где в основном давались гуманитарные знания.
Конечно, общество Возрождения сложно назвать полностью освободившимся от предрассудков и заблуждений. Многие философские заключения были ошибочными, многие идеи неуместными, но, тем не менее, в целом общество Европы вышло на новый уровень жизни.