Античная философия - кратко
Древнегреческая философия
Когда мы говорим о философии, то часто приходят на ум имена Платона, Аристотеля или Цицерона, хотя от нас они на расстоянии практически полутора тысячи лет. Все потому, что античная философия – это один из фундаментов европейской цивилизации. Тот факт, что в Византии, а затем и в Западной Европе после Средних веков греческая философия вновь была переосмыслена, говорит о проницательных взглядах и глубоких познаниях греческих философов.
Предпосылки возникновения
В 7-5 веке формируется греческая система городов-государств – полисы. Часть из них формируется демократическое устройство, выделяющее свободного гражданина. В других правители берут на службу учёных, понимая, что они своими идеями могут принести процветание. Позже в некоторых полисах возникают школы и академии, где ученики проводят время в дискуссиях и философских рассуждениях. Так в Греции формируются благоприятные обстоятельства для развития философии.
Новизна греческой мысли по отношению к восточной мысли определяется следующими факторами:
- Создание мысли, которая обеспечивает перевод мира, независимого от мифологии и религии, - объяснение существования космоса и хода природных явлений, независимое от богословских и поэтических концепций, присутствующих, например, в произведениях Гесиода.
- Представление идеи автономного порядка, преобладающего в мире - космический порядок не является теологическим (божественным) по своей природе, но основан на принципе имманентного закона (номос), который налагает один и тот же характер на все природные явления (кратос).
- Геометрическая природа мышления – география, астрономия и космология - описывают мир в определенном пространстве и строятся на отношениях только между его элементами (симметричными и несимметричными).
Основные проблемы:
- Из чего состоит мир, какое его первоначало и как в целом организован мир.
- Проблема взаимодействия человека и общества, поиск идеального общественного строя и государства.
- Человеческие ценности, проблема счастья и удовольствия.
- Место религии в организации жизни индивида, общества и государства.
Основные направления
Натурфилософия
Началом античной философии считается развитие Ионическая школа в Ионии на окраине Малой Азии в VII-VI вв. до н.э. Фалес Милетский считается первым философом, а другими выдающимися представителями были Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит. Главной проблемой для ионийских философов было устройство мира и основной принцип, которым он управлялся (Архе). Разные философы дали разные ответы на эту проблему: Фалес Милетский считал первоосновой воду, а его ученик Анаксимандр - апейрон(бесконечность). Анаксименнон увидел Архе в воздухе, а Гераклита в огне. Именно Гераклит первым высказал идею о том, что нельзя вернуться в тот самый момент ("дважды в одну реку не войдёшь"), ведь "всё течёт, всё ленятся".
Софисты
Эти философы провозгласили относительность истины, они считали универсально применимые истины и моральные принципы результатом договора (конвенционализм). Они первыми начали брать деньги за обучение, а важнейшим предметом становилась риторика, поскольку для софистов важнее не поиск истины, а умение доказать свою “правду”. Термин «софист», первоначально означавший «ученый», позже приобрел уничижительное значение («псевдоученый»). Но в V веке они были интеллектуальной элитой Греции. Их учениками были великие трагики Софокл и Еврипид, ораторы вроде Исократа и ученые вроде Фукидида.
Классический период
Мысль Сократа сформировалась в противоположность учению софистов. Это считается поворотным моментом в философии из-за упора на антропологические и этические вопросы, а также из-за метода философствования. Сократ использовал диалог и задавал множество вопросов, чтобы прийти к истине. Также главными представителями этого периода были Платон и Аристотель. Отдельно стоит упомянуть о таком направлении как Киники, главным их представителем был Диоген. Они выступали за то, что человек должен искать самый простой путь в жизни, быть самим собой и презирать условности. Сам Диоген прославился тем, что жил в бочке.
Эллинистическая философия
Эллинизм - это этап истории, когда из-за завоеваний Македонского происходил культурный обмен между Западом и Востоком. Тогда и возникла эклектическая философия - направление античности, сочетающее в себе элементы различных философских учений, особенно эллинистических - эпикурейства, скептицизма и стоицизма.
Филон из Лариссы учил, что хотя стоический критерий истины не выдерживает критики скептицизма, из него не следует, что вещи объективно непостижимы, просто мы их не понимаем. Может быть есть какой-то другой критерий истины, который выдержит такую критику, потому что они могут быть понятны по самой природе вещей. Поэтому не следует полностью отвергать понятие истины. Следует предполагать различие между истиной и ложью, хотя, не имея критерия различения истинного и имеющего только видимость, мы можем только констатировать то, что является вероятным.
Римская философия
Эллинистические школы продолжали свою деятельность в Римской империи . Развивается эклектика (в том числе Цицерон). В период господства религия и мистицизм стали играть все более важную роль в философии. Ссылаясь на них, развивается неоплатонизм, наиболее полно находящий свое выражение в творчестве Плотина. Раннее христианство враждебно относилось к философии (рассматриваемой как языческое мышление). Синтез христианства с античной философией осуществил Аврелий Августин.
Датой окончания античной философии считается символический конец античности (падение Западной Римской империи в 476 году нашей эры) или закрытие Академии Платона в 529 году. Начинается этап схоластический философии, когда на первый план выходит Бог и познание Священного Писания. Античная философия - одна из основ европейской цивилизации и мировой истории. Именно благодаря греческим и римским философам появилось множество наук, человечество начало искать ответы на вопросы о мироздании, бытие и ценностях.