Архитектурные памятники Древнего Египта в эпоху Рамсеса II и III.

 

Рамсес II сделал своей фактической столицей Танис и новая роль города, как Дома Рамсеса, разумеется, породила серьезную и весьма бурную строительную деятельность. Для обновления и реконструкции старых храмов и быстрого сооружения разнообразных новых требовалось множество каменных плит, поэтому фараон не стал усложнять процесс поисками материалов и решил использовать существующие колонны, обелиски, статуи и прочие фрагменты строений, оставшихся от предков. Параллельно в каменоломнях добывали новый камень, однако акцент все же был сделан на использование древних зданий. Внезапное снесение и уничтожение множества шикарных и важных объектов снискало не слишком хорошую славу для правителя, а кроме этого, некоторые построенные им храмы постигла такая же участь. Ученые считают, что главной чертой особого стиля танисских храмов было явное стремление к монументальности и гигантским масштабам. Например, главный храм украшали по два громадных обелиска перед каждым пилоном, а во дворе их было четыре. Множество скульптур свободно размещались на обустроенном пространстве и среди них, конечно же, были статуи самого Рамсеса II. При этом скульптуры Дома Рамсеса разительно отличаются от известных фиванских памятников. Тяжелые, массивные части тела, крупные пропорции плоских кистей и ступней, отсутствие рельефа тела и гигантские, плоские лица выглядели безжизненно и грубо. Объединяли такие фигуры в группы только общее исполнение и замысел, поскольку различия не приветствовались и статуи специально лишали индивидуальных черт. В период возведения храмов реалистичные искания художников ушли в прошлое, поэтому в сравнении с работами мастеров Мемфиса здесь повсюду была заметна неподвижность и стремление к плоскостному выражению. Принято считать, что мастера, создававшие особенные скульптуры строений, прежде всего пытались уникальный передать образ своего могучего правителя неподвижностью преувеличенно массивного тела, а также полным бесстрастием и лишением его индивидуальных черт лица. Чтобы воплотить навязчивую идеи несокрушимости власти памятники стали делать безликими, но огромными.
Чрезвычайно широкая строительная деятельность, развитая Рамсесом II дала множество величественных памятников архитектуры, расположенных в самых разных уголках страны. Фараон освоил территорию возле Гелиополя и построил целый город Тель-эль Иехудие, храмы в Мемфисе и множество обелисков повсюду. Он осуществил окончание невероятно роскошного храма отца в Абидосе и совершил строительство заупокойного храма для себя неподалеку от него. Кроме этого, Рамсес II значительно расширил Луксорский храм, увеличив его двором и украсив пилонами. До сих пор самым обсуждаемым строением является колоссальный по своей мощи Гипостильный зал Карнакского храма, реально величайшее по размерам здание не только древности, но и наших дней. Двенадцать колонн зала высотой по 21 м, имели вершины, способные разместить сто человек единовременно. Остальные сто двадцать шесть колонн, выстроенные по семь рядов, были ненамного ниже. Общая площадь фантастического храма составляла 5000 кв.м., что, разумеется, перехватывало дух.

Многочисленные и длительные войны не прошли бесследно, поэтому дальнейшее развитие искусства и архитектуры было нарушено в связи с ослаблением экономики. Междоусобные столкновения и новые атаки со стороны соседствующих народов, расшатали внутреннее положение в Египте и сыну Рамсеса II досталось практически разделенное государство. Около 1050 года произошло ожидаемое разделение Египта на две части — южную и северную. Естественно, создавшаяся обстановка очень пагубно отразилась на развитии строительства и искусства в целом. Крупное строительство совершенно прекратилось уже после смерти Рамсеса III, однако при жизни он успел возвести храм Хонсу в Карнаке и величественный, монументальный заупокойный храм с уникальным дворцом в Мединет-Абу. Кстати, среди рельефов этого громадного поминального храма встречается особенная, не типичная сцена охоты, явно созданная под влиянием амарнского реализма. По размерам и богатству отделки роскошный храм немного уступал сооружениям Рамсеса II, но все же явно демонстрирует средства, на тот момент еще в определенном количестве существующие. От реки к храму прорыли канал и вымостили пристань, сбоку к храму примыкал дворец. Двери, колонны, ворота и другие детали убранства храма были щедро обшиты золотом, поэтому подданные, приходившие посмотреть на фараона попадали в уникальное по красоте место. При храме числились более 60 тысяч человек, сады, пашни, корабли, на него выплачивали налоги Нубия и Палестина, поэтому о размерах данного сооружения можно косвенно судить и по этим данным.
Небольшое святилище Амона в Карнаке, а также некоторые изменения в Карнакском храме и храм богини Мут, это фактически все дошедшие до предков строения Рамсеса III. Храм бога Хонсу был им начат, однако не закончен. Небольшие святилища в Мемфисе и Гелиополе дополняют общую картину архитектурных новшеств эпохи правления Рамсеса II. Известно, что в период правления Рамсеса III в пустыне на Синайском полуострове добыли огромное количество меди, и там же в пустыне Серабит эль-Хадим было добыто неверотяное количество бирюзы. Стела, обнаруженная на Синае, полностью подтверждает данный факт, поскольку содержит титулатуру царя и восхваления госпожи бирюзы Хатхор.


Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
три+2=?