Египет в период Рамессидов
Древний Египет содержит в себе географическую замкнутость, которая давала стране развиваться и жить дальше. Нил – главная река, которая протекает в Египте, несет плодородие. Она является для страны чем-то значимым, благодаря которой была возможность существовать Древнему Египту.
Рассмотрим период существования Египта в период Рамессидов. Этот период также называется Новым царством – его второй половины. Фивы несут основную историю архитектуры.
Гробницам уделялось большое значение. В честь известных египтян возводились высокие изысканные здания. Такая пышность придавалась всем архитектурным произведениям. Но из-за тяжести здания, особенно огромных перекрытий, был принято решение поставить большое количество колонн, которые должны были поддерживать перекрытие и крышу. Иначе здание бы рухнуло. Так увидели свет большие колоннады.
Между колоннами устанавливаются, как и в более ранние периоды искусства, царские статуи. Они были величественными и колоссальными. Но даже не эти статуи определяют стиль 19 династии. Все уходило намного глубже. Яркими архитектурными решениями становились статуи, которые находились внутри гробниц и храмов.
Происходит возвращение к памятникам свойственных амарнскому периоду. Ведь знать и жрецы желают, чтобы памятники, которые возводились в их честь, были такими же величественными, как и у их предков. В моду входят опять одежды, струящиеся вдоль тела, парики, светотень. Растет внешняя нарядность.
Правда, не все остается, как в древние времена. Царские статуи выглядят по-новому. Например, Рамсес Второй, находящийся в Туринском музее, показывает свои чрезмерно выдающиеся мускулы. Теперь нет прямой шеи, которая кажется несгибаемой, нет бесстрастных глаз, которые смотрят вдаль. Также фараон предстает перед нами в придворном одеянии. На ногах надеты сандалии. Тело правителя представляет собой уверенную фигуру смелого воина.
К 18 династии возвращается храмовый рельеф, который содержит культ, являющийся консервативным и каноничным. В подобных памятниках есть новые черты. Например, это коснулось точности лица, моделировки тела. Можно на стенах снаружи увидеть огромные композиции с рельефом, что символизировало летописи походов, которые совершали фараоны по завоеванию новых земель. Главное место занимает у головы фараона коршун.
Вообще 19 династия славится тем, что возвращаются доамарнские традиции, то есть сохраняются многие разрозненные реалистические черты амарнского искусства. Речь идет об изображениях теней, естественном цвете кожи и тому подобном.
Если коснуться гробниц, то в начале 19 династии можно встретить жанровые сцены. Где происходит соединение живой и оригинальной трактовки отдельных фигур. Со временем реализм упрощается, статуи становятся безжизненными и застывшими. Когда фараон передвигается на север, то жрецы строят себе гробницы в виде естественных культовых сцен.
Большую роль играет роспись гробниц, которую осуществляют мастера, проживающие в изолированных поселениях, находящихся в горах некрополя Фивы. Мастера являются выходцами из различных сословий. Имеются в виду начальники отрядов ремесленников, руководящие живописцы и скульптуры и рядовые ремесленники. При этом этим мастера составляют замкнутое пространство.
Главной задачей у этого периода архитектуры была передача реальной жизни умершего. Передавались статуи в виде живых людей, которые проявлялись в новых приемах. Поэтому росписи гробниц наполнены разнообразным жанровым эпизодом, необычным типом лиц.
Как видим в 19 веке, точнее в его первой половине, фиванское искусство широко распространяется на территории Египта. Памятники, которые можно найти в другой области страны, были обычно разнообразными. Избегалась стилистическая однородность.
Если говорить о храмах, то главным из них можно назвать храм Рамсеса Второго. Он был вырублен целиком в скале Абу-Симбела, нижней Нубии. Так этому правителю удалось закрепить свою власть, свое священство в Египте. Поэтому этот храм стал самым величественным из всех, что когда-либо построили фараоны.
Храм оформлялся в согласии с одной идеей – превознести Рамсеса Второго. Поэтому масштабы святилища и тематика декорирования сильно отличались от других храмов, возведенными какими бы то ни было фараонами.
Говоря об усыпальнице Нефертари, хочется отметить, что она была тоже высечена в скале. И ее великолепие превосходит многие гробницы того времени. Особенно хочется отметить роспись, которая занимает площадь в 520 квадратных метров. Для эпохи Нового царства это одно из лучших произведений архитекторов. Наверх ведут 18 ступенек, которые входят в покои усыпальницы. А на двери до сих пор можно прочесть титулы царицы.
Получается, что Нефертари была не только красавицей по жизни, но и ее гробница стала одной из красивых усыпальниц среди других. Поэтому можно заметить, что архитектура в период рамессидов была копией предыдущих поколений с новыми элементами Нового царства.