Члены Верховного тайного совета против самодержавия

 

Члены Верховного тайного совета против самодержавия
В конце января 1721 г. Петр I испустил дух, не указав кому конкретно, он оставляет власть. В ситуации замешательства главными претендентами на престол считались императрица и внук Петр Алексеевич, девяти лет от роду. Дилемма обострила противоречия между нуворишами из окружения Петра I, кружившими вокруг Екатерины I и родовой знатью, державшейся Петра Алексеевича.
Система сдержки «выскочек» противовесом «родовитых»
Сила оказалась на стороне «птенцов гнезда петрова» и на престол взошла вдовствующая императрица. Было ясно, что она не могла полноценно править гигантской страной. Это было не по силам одной победившей придворной партии. В результате компромисса с партией родовитых аристократов в феврале 1726 года, по указу Екатерины I был образован Верховный тайный совет.
Изначально, членами тайного совета были назначены Александр Меншиков, титулованный светлейшим князем, по военному званию генерал-фельдмаршал. Графы Апраксин, Толстой и Голицин, а также барон Остерман. От родовитых, место в Верховногом тайногом совете занял князь Голицын. Спустя месяц, для равновесия в тайный совет был добавлен герцог Голштинский, облеченный высоким доверием своей тещи Екатерины.
Разумеется, грань между «Гедеминовичем» Дмитрием Михайловичем Голициным и денщиком царя Меньшиковым никуда не делась. Худой род Апраксина, Толстого и других выскочек не могли примирить родовитых с мыслью о равных правах на власть в стране. Впоследствии все это сказалось на качестве рассмотрения и исполнения конкретных дел, комиссиями, возглавляемыми членами Верховного тайного совета.
Несмотря на эти обстоятельства, сподвижники Петра составляли подавляющее большинство. Это, впрочем, совсем не означало, что управлять империей они собирались, так как завещал их великий патрон. Члены тайного совета, независимо от их партийной принадлежности хотели своим «разношерстным», но чрезвычайно влиятельным коллективом править страной в своих личных, корыстных интересах.
Именной указ императрицы включал в состав создаваемого Совета Александра Меншикова – президента военной коллегии, Федора Апраксина – президента адмиралтейской коллегии, Гавриил Головкин – канцлер, Андрей Остерман – многолетний куратор внешней политики, Петр Толстой – глава тайной канцелярии и Дмитрий Голицин, поддержавший восхождение на престол Екатерины в обмен на кресло в Верховном тайном совете.

Томительные заботы о благе страны


Такой круг лиц облеченный ответственными постами и высочайшими обязательствами, выпадал из-под контроля Сената. Получив, прямой выход на императрицу они в целом преодолели возникший было кризис власти конца 1725 года. Но создать стройную систему управления через департаменты не удалось в полной мере. Зато полномочия Сената существенно подрезали, при сохранении некоторых возможностей для принятия самостоятельных решений у императрицы.
Как видно, членами Верховного тайного совета, на основе собственного разумения была разработана антикризисная программа. Ее воплощение началось уже в феврале 1727 года. Были отсрочены платежи за майскую треть того же года. Принято решение по предложению Меньшикова, получившим поддержку у Макарова и Остермана о предоставлении отпусков дворянам, состоявшим на военной службе для приведения в порядок своих поместий.
Тем же указом был реорганизован ряд органов центрального управления, проведены изменения структуры местной власти. Большой задел был сделан в части оптимизации штатов уничтожением многочисленных канцелярий и контор. Одновременно реформировали и судебные присутствия, так функции надворных судов передавались в ведомства воевод.
Особенно далеко верховники зашли в реконструкции плодов петровских преобразований в системе выплат чиновника среднего и низшего звена. В указе было прямо заявлено о том чтобы жалованье выплачивалось «как это было до 1700 году». В таких решениях членов Верховного тайного совета сквозило раздражением и усталостью оттого, что они бессильны что-либо кардинально поменять в системе государственного управления.
Пытались верховники внести свою лепту и в активизацию торговли. По велению императрицы обсудили проблему открытия порта в Архангельске для активизации внешней торговли. Пробовали себя на поприще реорганизации государственных финансов. Не задалось с борьбой против злоупотреблений в нецелевых тратах, особенно в военном ведомстве, где верховодил светлейший князь Меньшиков. Несмотря на некоторые недостатки и неразрешимые проблемы, иностранцы, наблюдавшие порядки в России, весьма высоко оценивали работу совета.
Но утомительные дела государственные были не столь увлекательными как подковерные интриги. Так, граф Петр Толстой, пытавшийся инициировать ревизию в военной коллегии перестал устраивать «всесильного временщика» Александра Меньшикова. Еще при правлении Екатерины I Толстого выдавили из Верховного тайного совета.
Через короткий срок и сам «светлейший князь» лишился не только места в совете, но и всех чинов и регалий. Мало того, очутился далеко в ссылке. Граф Федор Апраксин благополучно «почил в бозе», а герцогу Голштинскому стало скучно бывать на заседаниях совета и в дальнешем он полностью самоустранился от всяких дел. Заправлять в Верховном тайном совете остались: князь Дмитрий Голицин, Гавриил Головкин, да Андрей Остерман.

Неудачное выступление против самодержавия


Во времена правления Петра II, вошли в силу Долгорукие. Став членами Верховного тайного совета, они обеспечили полное превосходство «родовитых», тем более что хитрый Остерман быстро смекнул, куда перешла сила и перебежал на сторону потомственных аристократов. Пользуясь тем, что завещанием Екатерины I, совету до совершеннолетия Петра II давалась власть сопоставимая с властью императора. Не отменялось и правило, запрещающее исполнение законов, не визированных в Совете.
Верховникам воспрещено было касаться лишь закона о престолонаследии, в части каких-либо перемен. Эта ремарка показалась членам совета незначительной. Неожиданная кончина Петра II создала уникальную ситуацию, при которой императорская власть в стране могла утратить самодержавный характер и члены совета не преминули воспользоваться случаем для укрепления собственных позиций.
Заполняя в 1730 году императорскую вакансию Анной Иоанновной, верховники составили «кондиции» — условия, существенно ограничивающие власть государя в России. Планы князей Василия Лукича, Ивана Алексеевича, Василия Владимировича и Алексея Григорьевича Долгоруких, к тому времени, занимавших в совете четыре из восьми мест, поддерживали князья Дмитрий и Михаил Голицыны. Двое верховников: Головкин и Остерман открыто противостоять большинству поначалу не решались.
Анна Иоанновна подписала все что от нее требовали члены совета. Но на коронации в Москве она уверилась в том, что дворянство желает самодержавной монархии. Это совпало с ее собственными желаниями и в феврале 1730 года, новоиспеченная императрица публично разорвала злополучные кондиции, тем самым выказала полный отказ их исполнять. Судьба Верховного тайного совета решилась высочайшим манифестом 4 марта того же года, коим этот орган власти был упразднен.
Дальнейшая судьба членов совета была незавидной, но это уже другая история.


Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+два=?