Убийство царевича Дмитрия в Угличе
Неоконченное дело XVI столетия
В конце октября 1582 года, в Москве родился младший сын Ивана Грозного царевич Дмитрий.
Его матерью была седьмая супруга государя Мария Федоровна Нагая. Трагическая гибель Дмитрия существенно повлияла на судьбу Российской империи. Период 1598-1613 годов историками назван «Великой смутой», и связан с именем Дмитрия Ивановича.
Незаконнорожденный царевич
Царский ребенок считался царевичем, только условно. Причина заключалась в том, что Иван Грозный и Мария Нагая не были обвенчаны, и церковь отказала признать этот брак. Поэтому Дмитрий считался незаконнорожденным и потому не мог быть наследником престола.
Удельный князь Угличского воеводства
В 1584 году Иван IV умер и монархом Вся Руси стал его третий сын Федор I Иоаннович (Федор Блаженный).
Сразу после инаугурации, по его распоряжению, мачеха и младший брат были отправлены в город Углич, где Дмитрий был провозглашен удельным князем Угличского княжества, но с ограниченными правами, так как управление делами княжества осуществлял казначей дьяк Битяговский, назначенный царским двором.
Во время проводов в дальнюю дорогу, царь дал понять Марии Федоровне, что она не может претендовать на восхождение на престол царевича Дмитрия, так как он незаконнорожденный.
Вдовствующая царица знала, что Федор по состоянию своего здоровья не мог иметь наследников, а это означало, что внебрачный царевич мог бы стать прямым наследником престола. Это положение и сыграло большую роль на дальнейшие события.
Угличский бунт
15 мая 1591 года царевича нашли мертвым во внутреннем дворе Угличского замка с порезанным горлом.
В Угличе на звоннице Спасского собора висел призывной колокол, звон которого созывал население для оглашения важных сообщений.
Так как Мария Нагая и ее сторонники были уверены, что Дмитрий был убит людьми Битяговского по указанию Федора Иоанновича, то приказала дьяку Федоту Огурцу зазвонить в колокол и сообщить населению о гибели царевича. В городе начался стихийный мятеж. Толпа угличан свершила самосуд над предполагаемыми убийцами – сын Битяговского, его племянник, а потом и сам Битяговский были убиты.
Родной брат жены Федора I Борис Годунов отправил в Углич комиссию, чтобы установить причину смерти царевича.
Следствие, опросив более 150 человек, установило, что Дмитрий страдал хроническим заболеванием головного мозга – «черная немочь» - эпилепсией. За три дня до трагических событий у него был приступ, после чего ему стало легче, и мать разрешила ему поиграть во дворе с сыновьями придворных в игру «тычку», смысл которой заключалась в том, что на земле проводилась линия. Через нее надо бросить нож, чтобы он воткнулся в землю подальше от черты. Победитель считается игрок, чей нож воткнется на самое большое расстояние.
Во время игры у Дмитрия в руках был заостренный гвоздь. Как утверждали дети, у царевича начался эпилептический приступ (эпилепсия) и он случайно ударил себя острием в горло. Рана оказалась смертельной.
Окончательный вывод комиссии гласил, что девятилетний царевич погиб в результате несчастного случая. Следственное дело, после утверждения Освященным собором, закрыли и отправили в архив. Угличский бунт был подавлен стрельцами царского двора.
Многие его участники были казнены. Мать царевича была отправлена в монастырь под именем «Марфа», ее братьев сослали в Сибирь.
Основоположник династии Романовых
В 1598 году скончался Федор Иоаннович, так и не оставив наследника и династия Рюриковичей, царствующая на Руси более семи веков, пресеклась.
В феврале этого же года решением Земского собора на Российский престол был избран боярин Борис Федорович Годунов, подозреваемый в организации убийства царевича Дмитрия.
Все началось с того, что бывший руководитель следственной комиссии Василий Шуйский, стремясь занят Российский престол, воспользовался «Угличским делом» для вызова недоверия к избранному монарху.
После смерти Бориса Годунова на политической арене появляется Лжедмитрий I. Сын дворянина из Галича убеждал, что он приходится младшим сыном Ивана Грозного и чудом спасся от рук убийц.
В 1605 году самозванец становится монархом Всея Руси.
Шуйский признает в нем царевича Дмитрия, но через год становится во главе нового заговора, и после организованного им убийства авантюриста, принимает Российский трон.
Через некоторое время в Стародубе появился человек, объявивший себя царевичем Дмитрием, чудом спавшийся в 1591 году, претендующий на престол.
Чтобы доказать народу и своему окружению, что Лжедмитрий II также является самозванцем, Российский монарх принимает решение перезахоронить царевича в Москве. Могила Дмитрия была вскрыта и останки в 1606 году перевезены в Архангельский собор Кремля.
В этом же году Дмитрий Иванович был причислен к лику святых, так как был перезахоронен не как погибший член царской семьи, а как святой мученик. Процесс причисления царевича Дмитрия к лику святых не спас основного обвинителя Бориса Годунова и к 1610 году, потеряв контроль над Россией, Шуйский был свергнут.
В 1613 году по решению Земского собора на трон был избран основоположник династии Романовых Михаил Федорович Романов.
Две версии гибели царевича Дмитрия
Начиная с XVI столетия, существуют две версии гибели царевича Дмитрия: первая – убийство людьми Бориса Годунова и вторая – несчастный случай. Первый вариант поддерживали все монархи Романовы.
Причина заключалась в том, что, во-первых, они постоянно враждовали с кланом Годуновых, во-вторых, обвиняя Бориса Федоровича как убийцу и организатора «Смуты», Годунов становится неправомочным царем.
В 1820 году Михаилом Петровичем Погодиным в царском архиве были обнаружены документы «Угличского дела».
Тщательно изучив их, историк первым поставил под сомнение спланированное убийство. Он доказал, что для Годунова царевич не был конкурентом на престол, так как был незаконнорожденным.
Кроме этого сомнительно, что «организатор убийства» сам направил в Углич следственную комиссию и наказал Шуйскому сделать допросы свидетелей открытыми.
Сторонники версии убийства утверждают, что в момент приступа ребенок выкинул бы заостренный предмет и не смог бы себя поранить.
Современные историки придерживаются другого мнения: есть случаи, когда больные эпилепсией сами себе наносят телесные повреждения, что и было с Дмитрием, но неправильное оказание помощи привело к трагическому концу.
В итоге окончательного утверждения о причине гибели царевича Дмитрия, за недостаточностью улик, не существует и «Угличское дело» XVI столетия считается нераскрытым.