Религия греков в VI—V вв. до н. э..
Покровительство богов.В сравнении с предыдущим временем жизнь греков VI —V вв. до н. э. значительно изменилась, что повлияло на их представление о покровительстве богов. Имена богов сохранились, но им присвоили покровительство над полисом и его гражданами, жившими в новых условиях. Соответственно богам дали новые прозвища.
Главный бог Зевс считался подателем дождя и грозы, охранителем родовой собственности, потом собственности знатных родов и имел прозвище Оградный. Когда общинники стали равноправными и государство признало частную собственность, Зевс получил новое прозвище Агорай («Агора» у древних греков — место собраний, городская площадь и сами собрания народа). Зевсу вменили в покровительство охрану собственности всех граждан и полиса. Новые обязанности приписали богу Аполлону и другим богам. Стал равноправным с другими богами бог Дионис, покровитель земледелия.
Песнь-молитва гончаров богине Афине
Внемли молитвам Афина! Десницею печь охраняя, Дай, чтобы вышли на славу горшки и бутылки, и миски, Чтоб обожглись хорошенько и прибыли дали довольно, Чтоб продавалися бойко на рынке, на улицах бойко, Чтоб от той прибыли жирной за песню и нас наградили.
В свое время Гомер утверждал, что боги непосредственно сами участвуют в битвах греков и троянцев. В VI в. до н. э. многие греки в это уже не верили. Тиран Писистрат поставил на колесницу красивую девушку в одежде богини Афины и сказал, что это — богиня, которая вводит тирана в город Афины. А Геродот назвал это хитрой уловкой и суеверием.
Греки всегда думали, что действительно существует много богов. Они устраивали богам жертвоприношения, проводили религиозные праздники, молились, чтобы умилостивить богов и получить от них помощь. То, что происходило на земле, греки в мыслях переносили на небо. Такие представления верующих называются религией.
Религиозные праздники.В 565 г. до н. э. тиран Писистрат заново учредил праздник Панафинёи для поклонения богине Афине. Он проводился один раз в четыре года в середине лета. Несколько месяцев афинские девушки ткали одежду для статуи Афины, которая, по представлениям греков, жила в храме Парфенон. (Греческий храм — жилище богини или бога.) Только жрецы имели право заходить в храм. Верующие исполняли все обряды у жертвенника — большой мраморной плиты, расположенной перед храмом.
Факельное шествие, музыкальные и танцевальные состязания открывали праздник. Центральным эпизодом являлась процессия с жертвоприношением животных. Гекатомба — самое большое жертвоприношение ста быков. Быка украшали лентами. Внутренности животного исследовались, чтобы установить, хорошо ли относится к жертве божество. Внутренности и некоторые другие части животного сжигались. Остальное распределяли между гражданами. Жрец получал шкуру и голову быка. В процессии участвовали только граждане. Если свободный человек, но не гражданин (метек) присоединялся к процессии, ему выносили смертный приговор. Музыкальные, атлетические, конные соревнования завершали праздник.
В ноябре — декабре афиняне праздновали Дионисии, поклоняясь богу Дионису. Писистрат учредил Городские, или Великие Дионисии. Они праздновались пять дней. Основным событием было торжественное ношение изображений бога Диониса. Три дня продолжались драматические постановки в театре.
Рабы во время праздника могли получить кусок мяса или кубок вина. Но полисная религия не брала под свое покровительство рабов. Раба не убеждали работать ни ссылками на помощь бога, ни уговорами. Раба принуждали работать силой. А если он хорошо работал, могли отпустить на волю, сделать вольноотпущенником, но не гражданином. От жестокого гражданина раб мог спасаться, прибегая к храму. Но жрец вправе был вернуть его к господину или продать другому.
Герои.По мнению греков, герои — посредники между людьми и богами, о которых были созданы разные мифы. Согласно одному из них, Прометей — двоюродный брат Зевса. В демократических Афинах поэт Эсхил создал трагедию «Прикованный Прометей» и по-новому разработал миф о нем. Сначала Прометей помог Зевсу занять трон богов. А когда Зевс захотел уничтожить весь род людей и заменить его новым, Прометей не допустил этого. Он украл огонь на небесах и научил людей пользоваться огнем, письму и счету, ремеслам и наукам. Люди выжили и стали лучше жить, превратились из звероподобных в разумные существа. За это Зевс приковал Прометея к Кавказской скале. Каждый день прилетал орел клевать печень героя. Прометей терпел муки, но не согласился по-рабски служить Зевсу. Он сказал: «Поистине всех богов я ненавижу». Эсхил сочувствовал человеческим мукам. В Афинах и других полисах Прометея почитали как бога.
Любимым героем греков был Геракл, сын Зевса и царицы Алкмены. Могучий, бесстрашный, он вступал в единоборство даже с богом Аидом, Геракл побеждал врагов людей, разбойников, злых великанов, чудовищ, мешающих людям работать и жить. Чтобы прославить своего сына, Зевс разрешил ему освободить Прометея. Гераклу поклонялись как богу во многих полисах Греции.
Когда Геракл родился, ревнивая жена Зевса Гера наслала на ребенка двух змей. Мальчик задушил их. Когда Геракл стал отцом, Гера наслала на него безумие, и Геракл убил своих детей. Дельфийский оракул (его давала жрица бога Аполлона) велел Гераклу служить царю Еврисфею двенадцать лет, чтобы очиститься от преступления. За время этого служения Геракл совершил 12 подвигов.
Философия и вольнодумство.Занимаясь разносторонним трудом, люди накопили много знаний. Ученые стали задавать основные вопросы: «Как возникли природа и люди?», «Как и почему происходят изменения в природе и в жизни людей?», «Как люди объясняют все это?» Чтобы ответить на подобные вопросы, греки создали такой предмет, который объединяет все знания. Назвали его философией, что значит «любовь к мудрости, науке». Народы мира позаимствовали название «философия» и пользуются им и в наше время. Философам было свойственно вольнодумство.
Анаксимён, живший в 585—525 гг. до н. э., утверждал: «Этот космос не создан никем из богов и никем из людей и в принципе должен существовать вечно». Гесиод же ранее писал, что мир возник из хаоса. Сначала Гея-Земля родила Зевса от Крона. А Зевс — отец и царь бессмертных богов и смертных людей. Философ Ксенофан писал, что Гомер и Гесиод возвели на богов то, что делают люди. Боги воруют, обманывают один одного. Поэтому Ксенофан утверждает, что богов придумали люди:
Черными мыслят богов и курносыми все эфиопы, Голубоокими их же и русыми мыслят фракийцы.
По-научному точно высказался об этом Аристотель: «Так же, как люди уподобляют внешний вид богов своему виду, так точно они распространили это представление и на образ жизни богов».
Философ Сократ (468—399 гг. до н. э.) творил во время Пелопоннесской войны, когда афиняне перестали уважать законы. Сам Сократ выстоял как жизнерадостный человек. Сократ учил мудрости рассуждать о делах добрых и злых, справедливых и несправедливых. Смысл жизни и назначение человека — делать добро. Человек должен познать самого себя.
В демократических Афинах не один Сократ уделял внимание человеку-гражданину. В исторической науке Фукидид определил роль граждан в жизни полиса: «Государство — это люди, а не стены и не корабли». Правда, люди — исключительно граждане, а рабы — рабочий скот. Поэтому правительство заботилось о благополучии большинства граждан.