Духовная жизнь византийцев
Православная церковь в Византии.
Византийская цивилизация — одна из наиболее самобытных и ярких цивилизаций средневекового восточного христианства — сформировалась в результате органичного синтеза античных традиций (греческой культуры и римской государственно-правовой практики) и православного варианта христианского вероисповедания.
Православная церковь организационно оформилась на территории Восточной Римской империи и Византии на протяжении IV — V вв. До 1054 г. вместе с католической она составляла единую христианскую церковь.
Вместе с тем между западным и восточным вариантами христианства существовали значительные расхождения в догматике и культовой практике. Одним из принципиальных отличий можно считать подход к вопросу о спасении души человека. Если католики основывались на восходящем к III в. тезисе Киприана о том, что «вне церкви нет спасения», то православные христиане решающую роль отводили индивидуальной молитве человека. В 1351 г. Влахернский собор признал практику сосредоточенной молитвы («умного делания») официальной православной доктриной.
Общее руководство делами православной церкви в Византии осуществлял император. Это было связано с концепцией диархии. Под данным термином понималось неразрывное единство светской и духовной власти. Император назначал и смещал церковных иерархов, созывал соборы и утверждал их постановления, имел право на толкование вопросов вероучения.
Текущие дела церкви контролировались четырьмя патриархами: константинопольским, александрийским, антиохийским и иерусалимским. Хотя все вопросы решались ими коллегиально (соборно), номинально первенство принадлежало патриарху Константинополя, имевшему титул вселенского.
В экономическом плане церковь, как и другие византийские политические институты, была полностью зависима от государства. Постоянный сбор в ее пользу появился только в X в., но он был несравнимо меньшим, чем западноевропейская десятина.
Прямая зависимость церкви от государства в XIII — XIV вв. привела к возникновению практики уний с католиками — Лионская (1274), Флорентийская (1439), отражавшая стремление императоров обрести в лице Западной Европы союзника по борьбе с турецкой агрессией. Однако эти стремления православного духовенства поддержки не получили и практических последствий не имели.
После гибели Византийской империи возникли самоуправляющиеся (автокефальные) церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, сохранившие общую систему вероучения и культовую практику.
Мировосприятие ромеев (византийцев).
Мировосприятие ромеев имело ряд характерных особенностей: византиноцентризм, эллинство, индивидуализм.
Византиноцентризм отражал подмеченную многими западноевропейскими средневековыми авторами заносчивость и высокомерие ромеев, считавших свою страну центром христианского мира.
По их мнению, Бог-Пантократор (Вседержатель) управлял Вселенной в целом, а его помазанник, император, был Космократором, т.е. руководителем земного мира. Кроме того, император руководил и всей «семьей» христианских народов и государств, признававших верховенство константинопольского патриарха.
Очень тесно с византиноцентризмом было связано эллинство, основанное на чувстве принадлежности к особой общности людей, говорящих на греческом языке и поэтому причастных к высшей культуре. В более поздний период, в XIII в., после набегов крестоносцев эллинство начало очень резко противопоставляться латинству.
«Между нами и ними, — писал историк Никита Хониат (умер ок. 1215 г.), — утвердилась величайшая пропасть вражды, мы не можем соединиться душами и совершенно расходимся друг с другом, хотя зачастую живем в одном и том же доме».
Сформировавшийся на основе православного вероисповедания византийский индивидуализм в условиях тотального контроля государства над обществом означал индивидуальную ответственность каждого за свои деяния перед властями, императором, Богом.
Византийская культура.
Исторический путь, пройденный Византией, нашел отражение в многогранной культуре страны.
Историю культуры Византии можно условно разбить на несколько этапов в зависимости от того, какая социальная группа проявляла преимущественную активность. Период VII — VIII вв. отмечен преобладанием монастырской культуры, период — XI вв. — культурой столичной знати, видными представителями которой была и часть высшего духовенства. В XII в. более заметен подъем светской культуры. Период XIII — XIV вв. дал целую плеяду культурных деятелей нового типа, предренессансного, настоящих эрудитов, чьи произведения значительно повлияли на формирование предпосылок для становления западноевропейского Возрождения.
Возможно, в это же время сложился и византийский гуманизм. Однако до последнего времени вопрос о его существовании в исторической науке остается открытым: пока нет достаточно веских аргументов, способных либо подтвердить, либо опровергнуть факт его существования.
Самобытность, оригинальность и неповторимость византийской культуры были результатом сохранения на протяжении столетий греко-римской основы при активном синтезе восточной и западной культур. Влияние первой при этом преобладало до середины XI в., второй — в более поздний период. Не менее важным фактором являлось постоянное присутствие в культурной жизни общества греческого литературного наследия.
Еще одним обстоятельством, повлиявшим на формирование византийской культуры, стала строгая регламентация мышления, проводимая государством, что привело в итоге к соответствующей централизованной поддержке придворной и церковной культуры. Именно в области последней, в церковном изобразительном искусстве (иконопись, фрески, мозаики) и зодчестве, византийская культура внесла наиболее значительный вклад в сокровищницу мировой культуры, в том числе и опосредованно, через влияние на формировавшуюся культуру восточных славян.
Византийские историки.
Уже в начальный период развития византийской культуры выделились две основные формы исторических сочинений: 1) «истории», изображавшие ход событий на сравнительно небольших отрезках времени и обращавшие внимание на особо яркие события и личности; 2) хроники — систематическое (но не систематизированное) краткое изложение событий мировой истории «от Адама».
Наиболее известными историческими сочинениями ранней Византии стали «Хроника» Евсевия Кесарийского (IV в.), основоположника жанра западноевропейской средневековой хроники, и «История войн Юстиниана с персами, вандалами и готами» Проко- пия Кесарийского (VI в.).
В VII — VIII вв. в византийской исторической литературе преобладали анонимные монастырские хроники, рассчитанные на широкие грамотные слои населения, и авторские хроники, предназначенные для более узкой аудитории и стремившиеся преодолеть устоявшийся стереотип: «Краткая история после царствования Маврикия» Никифора (конец VIII — начало в.), известная в Западной Европе под названием «Бревиарий».
В — XI вв. ромеев начинает интересовать более полное описание перипетий текущей жизни. Идя им навстречу, авторы отбрасывают за ненадобностью библейский фон и сосредоточивают все внимание на более компактных и близких им по времени периодах истории страны, что возрождает полузабытый с VI в. сам жанр «историй». Наиболее ярким сочинением в этом жанре стала «История в 10 книгах» Льва Диакона (992), описывающая войны Византии в 959 — 975 гг. Жанр хроники представлен «Обозрением истории» Иоанна Скилицы, охватывающим период 811 — 1057 гг.
Самым значительным историческим сочинением не только данного периода, но и всей византийской историографии по праву считается «Хронография» Михаила Пселла (1077), продолжившая труд Льва Диакона и положившая начало формированию нового для Византии исторического жанра — мемуаристики. Сочинениям, написанным в этом ключе, было присуще ограничение повествования небольшим отрезком времени либо концентрация автора на одной личности. Ярким образцом нового жанра стало детальное (в 15 книгах) описание правления Алексея Комнина, вышедшее из-под пера его старшей дочери Анны, — «Алексиада» ( XII в.).
В поздней Византии на фоне разворачивавшихся дискуссий о возможной унии с католиками на первое место в исторических сочинениях выходят богословско-полемические сюжеты — «Ромейская история» Никифора Григора, описывающая в основном церковную борьбу 1203 — 1359 гг. События 1298 — 1463 гг., гибель Византийской империи и возвышение Османской империи подробно описаны Лаоником Халкокондилом (умер ок. 1490 г.) в его «Историях».