Принятие христианства на Руси
Принятие христианства на Руси — Как Бог выбрал Русь, как Русь выбрала истинного Бога.
Введение
Принятие православия князем Владимиром в 988 году стало одним из важнейших событий в истории Руси, буквально перевернувшим весь уклад жизни населения юного государства. Язычество разделяло восточных славян, христианская же вера стала тем явлением, которое заставило оставить всякие соперничество и вражду и объединило Русь вокруг Великого града Киева.
Славяне до принятия христианства
Первыми славянскими поселенцами на территории современной Украины и России стали древляне (жители лесов) и поляне (жители полей). Из летописей известно о том, что в то время каждый род жил обособлено. Связь племён обеспечивал родоначальник, которого славяне чаще всего именновали князем. Слово это имеет значение — старший в роду, отец семейства.
О нравах древних славян, из свидетельств чужеземцев, известно следующее. Своей нравственностью, простотой они производили благоприятное впечатление, по сравнению с соседними образованными и полуобразованными народами, отличавшимися испорченностью. Злые и лукавые редко встречались между славянами. Впрочем, одни и те же писатели, рассказывая о доброте натуры славян, упоминают об их жестокости в обращении с пленными, в том числе христианскими проповедниками. В одном месте славян называют нелукавыми, в другом вероломными. Это связано с общей разрозненностью, серьёзными отличиями в быту разных родов. Не было между славянами единства, редко достигали они согласия хоть в чём-нибудь. В одном несколько родов согласятся и тут же расстроят их решение другие, потому что всюду была вражда и нежелание уступать, подчиняться.
О полянах известно, что они отличались тихим и кротким нравом, почтительностью к членам семьи, целомудрием, вступали в брак. Прочие же племена, такие как, например, древляне, вятичи, радимичи брака не имели, но похищали девушек, имели несколько жён. По умершим славяне совершали тризну. Тело умершего чаще всего сжигали, останки собирали в урну и ставили на придорожных столбах. Иноземцы отмечали необыкновенную привязанность славянских жён к своим мужьям, за которыми они часто следовали даже в могилу.
Восточные славяне поклонялись прежде всего богу молнии Перуну или Сварогу и его сыну, богу солнца, которого называли Дажбог. Кроме этих божеств, существовало множество божков, олицетворявших различные явления природы. Древние славяне верили и в загробную жизнь. Души умерших родоначальников, по их поверьям, охраняли род и после смерти. Впрочем, не имелось в виду существование после смерти духовное.
Летописи не упоминают о существовании храмов и жрецов у славян. Жертвы приносились под освящённым деревом (обычно дубом), роль жреца выполнял князь.
Причины принятия христианства Русью
Начало христианству на территории восточных славян, согласно древним летописям, положено ещё великим апостолом Андреем Первозванным в l веке от Рождества Христова. Проходя с евангельской проповедью Сарматию, Скифию и Фракию, он поднялся до Днепра, и благословил горы, на которых позже был построен Киев. Святой апостол предрёк, что на этом месте будет стоять великий город со множеством храмов. Но лишь во второй половине lX века трудами святых просветителей славянских Мефодия и Кирилла, проповедь христианства снова дошла до берегов Днепра. Главным их трудом было создание славянской письменности, которое позволило перевести Библию и Богослужебные книги.
Так сложилось, что именно в это время зарождалось Русское государство и именно оно более прочих славянских народов воспользовалось трудами Кирилла и Мефодия. Князья стали стремиться объединить восточнославянские народы, чему впоследствии послужило крещение Руси.
Для сплочения разрозненных племён требовались:
• общая религия;
• общий бытовой уклад;
• укрепление власти единого князя.
Всё перечисленное и было основными причинами принятия христианства на Руси.
Князья Аскольд и Дир, правившие Киевом во второй половине lX века, проложили путь православию к восточным славянам. Во время похода на Византию, в 866 году они были поражены чудом. Жители осаждённого ими Царьграда, после усиленной молитвы, отправились с чудотворной ризой Богоматери к Босфору. Возглавляли крестный ход царь Михаил lll и патриарх Фотий. Святыню опустили в воду. После этого началась буря, которая буквально разметала флот русов и лишь малая их часть сумела вернуться домой. Потрясённые князья запросили у византийцев крещения. Прибывший в Киев епископ снова поразил их, достав из пламени костра невредимым экземпляр Евангелия. Но более всего он впечатлил русов своей проповедью, многие из них крестились. Князь Аскольд в 866 году принял крещение от патриарха Фотия с именем Николай. На месте его погребения была построена церковь Святителя Николая.
Крещение великой равноапостольной княгини Ольги
Великая княгиня Ольга, в возрасте 67 лет, будучи просвещена проповедью Евангелия, отправилась в Царьград, для принятия таинства крещения. Это событие произошло в 957 году. При крещении княгиня получила имя Елена.
По возвращении на родину, великая равноапостольная княгиня остаток жизни посвятила распространению христианства на Руси. Летописи именуют эту женщину «мудрейшей из людей», мудрость её и определила выбор в пользу христианской религии. Стоит напомнить о том, что бывшая язычница Ольга, прославилась своей жестокой местью за убийство мужа, князя Игоря. Крещение же полностью переменило её образ жизни и нрав.
Молодому киевскому государству нужна была религия, которая объединила бы разрозненные племена, пребывающие в постоянных междоусобных войнах. Это понимала мудрая правительница. Она пыталась уговорить принять крещение и своего сына князя Святослава, но не преуспела в этом. Новая религия была ему не по нраву. Над христианами тогда насмехались. Однако, Ольга имела большое влияние на своих внуков, будущих князей. После смерти Ольги князь Святослав начал гонения на христиан. С приходом к власти его сыновей, христиан ждало значительное улучшение положения.
Крещение великого равноапостольного князя Владимира
Окончательное принятие христианства на Руси произошло так.
Владимир был ещё ребёнком, когда умерла его бабка Ольга, поэтому он в меньшей степени, чем его старшие братья испытал на себе её влияние. Кроме того, будущий великий князь в детстве был увезён на воспитание в Новгород, где язычество явно предпочиталось христианству и вырос под влиянием идолопоклонства.
Принятие власти над Киевом князем Владимиром означало торжество язычества над христианством. Молодой князь стал обильно украшать город идолами. По свидетельству летописцев, никогда на Руси не было прежде такого разгула идолослужения.
В благодарность за победу в одном из походов, князь решил принести идолам человеческую жертву. Выбор пал на христианского юношу. Поскольку его отец воспротивился происходящему и выступил перед народом с обличением безумия язычества, оба были растерзаны разъярённой толпой. Но гибель христианских мучеников не была напрасной, происшедшая трагедия стала одним из событий, ускоривших торжество православия.
Владимир славился широтой натуры, разгульным нравом, женолюбием и общей склонностью к излишествам. Но эта же широта души и сделала впоследствии возможным коренной переворот сознания и всей жизни бывшего идолопоклонника. Всей душой приняв православную веру, Владимир стал подобен апостолам.
У молодого киевского государства на тот момент появилась потребность в новой вере, которая объединила бы племена вокруг Киева и его князя. Начался выбор новой религии.
По свидетельству летописей, к Владимиру приходили послы, представлявшие религии соседних с Русью государств. Самое сильное впечатление на князя произвёл греческий православный миссионер. Он рассказал князю Владимиру об учении о Искуплении, загробной жизни и Страшном суде, продемонстрировав икону с изображением последнего.
Выслушав представителей всех религий, Владимир решил отправить десять своих посольств в разные государства, для испытания их веры. Послы, побывавшие в константинопольском храме святой Софии на богослужении, рассказывали, что они не понимали, где находятся, на земле или на небе. Их рассказ утвердил князя в выборе новой религии. Серьёзным аргументом в пользу православной веры был также выбор княгини Ольги. Требовался лишь подходящий случай.
В 988 году Владимир отправился с войском в поход на Корсунь, обещав в случае победы принять крещение. Завоевав город, князь потребовал у тогдашних правителей Византии Василия и Константина руки их сестры, царевны Анны. Согласие было получено при условии, что князь перед свадьбой примет крещение.
Пока царевна была в пути в Корсунь, у князя Владимира серьёзно разболелись глаза.
Прибыв в город, Анна принялась убеждать князя поторопиться с крещением, чтобы скорее излечиться. Действительно, сразу после принятия крещения, с именем Василия, Владимир прозрел. «Только теперь я узрел Бога истинного!» — воскликнул князь исцелившись.
Взяв с собой церковную утварь, чудотворные иконы и пресвитеров, Владимир отправился домой.
Крещение киевлян
Прибыв в Киев, князь Владимир прежде всего крестил своих сыновей и бояр. Статуя Перуна, установленная перед княжеским домом, была повержена, привязана к конскому хвосту и сброшена в Днепр. Затем, вместе с духовенством, великий князь стал проповедовать христианство среди киевлян. Далеко не все крестились с радостью, многие сомневались. Тогда князь повелел всем жителям Киева явиться на другой день к реке и принять крещение. Все непокорившиеся были объявлены врагами князя. Это повеление решило сомнения многих колебавшихся. Они рассуждали, что если бы новая вера была дурна, то князь и бояре не приняли бы её.
На следующий день после княжеского приказа свершилось общее крещение киевлян в реке. Произошло это в 988 году, ставшем официальной датой Крещения Руси. По принятии стольным градом православия, эта религия стала господствующей в русском государстве. Началось строительство храмов, просвещение народа проповедью Евангелия, то есть собственно началась история Русской православной церкви.
Последствия и значение принятия христианства Русью
После крещения Киева князь, вместе с пресвитерами отправился с проповедью по стране, уничтожая идолов и призывая к принятию новой веры. Прежде всего православие было принято в Новгороде, где статую Перуна, как и в Киеве с позором сбросили в реку.
Главными последствиями принятия христианства Русью были:
• сплочение общества;
• укрепление власти киевского князя;
• появление письменности, каменного строительства, живописи;
• смягчение нравов;