Стиль сталинский ампир в архитектуре – уникальное явление в отечественной традиции застройки городов
Удивительное название «сталинский ампир». Расшифруем оба понятия.
Ампир – это особый архитектурный стиль, по времени относящийся с позднему этапу классицизма. Этот стиль возник в Европе, во Франции, когда правил Наполеон I. Император повелел увековечить созданную им великую империю в величественных, помпезных формах архитектуры.
Что значит сталинский – понятно. Это идея по-новому строить здания принадлежит великому генсеку, создавшему СССР и правившему им долгое время в отечественной истории.
Только как так получилось, что ампир XIX века перекочевал в эпоху правления Сталина, в первую половину XX века.
В итоге стиль сталинский ампир в архитектуре – это своеобразный стиль, сочетающий черты монументального классицизма в это время.
Это направление в искусстве стало лидирующим, как только позиции И.В. Сталина в управлении страной укрепились.
С 1932 года во всех городах большого государства начинают возводиться монументальные колоссальные здания, подобные творениям XIX века, созданным в стиле ампир. В 1955 г. все постройки в стиле сталинский ампир подверглись критике, как и все, что было создано Сталиным.
Стиль сталинский ампир – это типичная стилизация наполеоновского ампира.
Отличительные черты сталинского ампира следующие:
- ансамблевая застройка улиц и площадей, здания строились массово и группировались в единый ансамбль.
- синтетическая природа, то есть в архитектурные формы добавлялись скульптура и живопись.
- отделение первого этажа визуально путем обкладывания специальным камнем.
- особые цвета, гармонично сочетающиеся в единое композиционное целое: бежевый, серый, красноватый кирпичный.
- лепнина, античный декор (колонны коринфского, дорического типов, а также портиков).
- использование типичных античных материалов: мрамора, камня, бронзы. К этим материалам также добавляются теперь ценные породы дерева. Все смотрится гармонично и выглядит монументально.
Но сталинский ампир на то и особый стиль, что является уникальным в использовании типично советской символики: герб государства (серп и молот), снопы спелой пшеницы, лавровые венки, пятиконечные звезды, скульптуры одухотворенных людей (рабочих, колхозников, а также вождей, передовиков производства) – все это отличало здания и сооружения от типичного европейского ампира прошлых времен.
Во времена развенчания культа личности Сталина долго говорили о том, что стиль сталинский ампир подмял под себя все творчество советских архитекторов.
Стиль сталинский ампир достаточно прочно вошел в советскую архитектуру. Не только здания, но и станции метро выполнялись в этом стиле. Интерьеры помещений постигла та же участь. Так в единой великой стране воплощалась одна имея – величия, выражаемого в монументализме, и непобедимой прочности, выражаемой с помощью камня, мрамора и гигантских размеров.
Интерьер помещений – это особая тема сталинского ампира в строительстве жилых и общественных зданий. Его основные черты следующие:
- высокие потолки (до 3,5 метров);
- лепнина на карнизе потолка и вокруг роскошной люстры;
- контраст тяжелой темной мебели из ценных пород дерева и белых массивных дверей с позолоченными ручками (или выкрашенными желтой краской);
- отделка полов, стен мрамором, камнем;
- шикарные парадные лестницы с ковровыми дорожками;
- украшения в виде лавровых венков, пятиконечных звезд, герба и прочих типичных советских декоративных элементов, несущих символику и идеологию;
- настенные бронзовые светильники, стилизованные под факелы.
Большее количество перечисленных черт имели так называемые квартиры - «сталинки». Эти жилые помещения характеризовались также большой площадью.