Мини-сочинение на тему "Хлестаков и Хлестаковщина"
Хлестаков и хлестаковщина
В комедии «Ревизор», по сути, нет ни одного положительного действующего лица. В качестве такого персонажа выступает настоящий ревизор, но о нём упоминается вскользь в самом финале произведения. К Хлестакову при этом Гоголь относится очень противоречиво. Он называет его «добрым малым», изображает простым, чистосердечным, порядочным и воспитанным, но вместе с тем несерьёзным. Он уважает высокие чины, развлекается и шутит вместе с другими участниками великосветского собрания, однако совсем не подготовлен к тому, что к нему начнут обращаться просители с серьёзными жалобами. Он живёт так, как его воспитывали, а именно – по законам «высшего общества»; Хлестаков никогда не видел настоящих проблем народа, не замечал жизнь простых людей, поэтому, попадая в чуждую для него среду – уездный город (эту «настоящую», простую Россию), мгновенно теряется и трусит. Деньги, которые он брал у весёлых провинциальных чиновников взаймы, оказались взятками, а сами эти добродушные весельчаки оказались форменными подлецами. Хлестаков, получается, не только обманывает, но и сам обманут той атмосферой, в которой жил с малых лет.
Хвастовство и враньё Хлестакова отнюдь не являются главной темой пьесы, это лишь одна из сторон его личности. Однако именно такое враньё стали именновать «хлестаковщиной». Сам Хлестаков – совсем даже не лжец, а скорее добродушный фантазёр: он и не думает, что к его рассказам отнесутся со всей серьёзностью, и сам верит в них лишь в состоянии сильного опьянения.
В то же время по мере развития сюжета Хлестаков превращается в некий символ, фигуру глубокую и значимую. Первые актёры, привыкшие к водевилям и воспринявшие комедию Гоголя как такую же лёгкую юмористическую пьесу, не поняли образ героя, поэтому первыми постановками автор остался недоволен.